В честь юбилея в различных странах проходят музыкальные фестивали, многие из которых посвящены главным создателям этого многопланового и технически сложного стиля - трубачу Майлзу Дэвису и гитаристу Джону Маклафлину.
В эти дни даже переиздана коллекция раритетных альбомов гитариста-виртуоза Джона Маклафлина, с экспериментов которого в современной музыке по сути и началось фундаментальное совмещение стилей. Электрического рока с его рублеными риффами и горячего акустического джаза, построенного на спонтанных импровизациях и безудержных перепадах напряжения. Заводилой взаимного притяжения и стал английский гитарист. В 1968 году Маклафлин показал в Лондоне программу, где на гитаре жонглировал джазовыми гармониями, выдавал импровизации с непредсказуемыми сменами настроения и эмоциями, при этом властно обрамляя композиции роковыми структурами.
"Я хотел играть на гитаре, так как мой любимый саксофонист - Джон Колтрейн", - потом объяснял свои опыты Маклафлин, которого на родине поспешили объявить "английским Джими Хендриксом" за импровизационные и дерзкие соло, которые неугомонный виртуоз исполнял столь же артистично, безудержно и непредсказуемо. Но Маклафлин не поддался на лесть и резко изменил свою жизнь - переехал в США, где жил джазовый трубач и сторонник поиска новых музыкальных форм - Майлз Дэвис. Вдвоем они продолжили эксперименты в совместной группе: так фактически был оформлен новый музыкальный стиль, который и по сей день является одним из самых прогрессивных и гораздых на выдумку.
Помимо того именно Маклафлин первым привнес в современную музыку традиции и звучание индийской культуры - с мистическими гармониями, медитативными эмоциями и неповторимо звучащими инструментами. Ради того, чтобы полнее погрузиться в этот музыкальный мир, гитарист даже брал себе индийское имя Махавишну. А в его группах Shakti, Mahavishnu Orchestra, и совсем недавней Remember Shakti играли исполнители на ситаре, табле, канджире и многих других самобытных индийских инструментах. Последний альбом мэтра называется Industrial Zen, он снова философский и мудрый. О басовые риффы диска наверняка разобьются не одно страдание, не одна боль. Джона Маклафлина считают своим учителем многие молодые гитаристы - за широкий диапазон исполнительских возможностей и неугомонное новаторство. За умелую наэлектризованность композиций и за более новую страсть - к акустической гитаре. Музыкант реагирует на похвалы с восточной сдержанностью, объясняя, что их причиной является то, что он "никогда не перестает учиться. И каждый новый день начинает с предчувствия новых открытий"
В череде европейских фестивалей один из самых значимых концертов состоится именно в России. В Москву прибудет джаз-роковый басист Стэнли Кларк, который в середине 1970-х играл в составе сопровождающей группы Джона Маклафлина. Записывался, в частности, на его культовом альбоме Electric Gitarist. В программе концерта, который состоится в Московском доме музыки 5 марта, примут участие также вокалист Эл Джирро и пианист Джордж Дюк. Возможно, они сыграют что-то и из Джона Маклафлина, переаранжировав его хиты для своего состава исполнителей.