Фестиваль "Золотая маска" продолжает показ спектаклей музыкальной конкурсной афиши.
В стык с балетными труппами Пермского театра оперы и балета и Мариинского театра в Москве на Новой сцене Большого театра выступил балет Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Труппа представила "Вечер одноактных балетов", включающий опусы Джорджа Баланчина ("Аполлон Мусагет" и "Серенада") и Эдварда Льянга ("Шепот в темноте").
С недавнего времени новосибирскую балетную труппу возглавляет знаменитый премьер Мариинского театра Игорь Зеленский, который многие годы танцевал в компании Нью-Йорк Сити балет. Неудивительно, что для расширения новосибирского репертуара он решил взять классические опусы Джорджа Баланчина и недавнее сочинение бывшего танцовщика нью-йоркской труппы Эдварда Льянга "Шепот в темноте".
Однако прибывшая на гастроли в Москву балетная труппа из Новосибирска балета неожиданно предстала не в лучшей своей форме, к которой привыкли на фестивалях "Маски", регулярно номинирующей труппу на премию. "Аполлон Мусагет" (на музыку Игоря Стравинского) был исполнен вне стиля: бездумно и обытовленно. На роль Аполлона, которого в Москве не стал исполнять сам Игорь Зеленский, явно не нашлось адекватного исполнителя в труппе. "Серенада" Баланчина (на музыку Чайковского) тоже оказалась всего лишь простой иллюстрацией хореографического текста. Причем, особенно невыигрышно здесь выглядел женский кордебалет: в романтическом рисунке танца девушки умудрялись так крепко схватывать в "сибирских" объятиях юношей, что, казалось, у тех отвалится плечо...
На этом фоне стало понятно, почему на "Золотую Маску" в номинации "Лучший балетный спектакль" был выдвинут одноактный балет "Шепот в темноте" Эдварда Льянга на музыку Филипа Гласса. Во-первых, это недавно созданный опус, поставленный в России сразу после Нью-Йорка. Во-вторых, абсолютно новое название для наших репертуарных афиш. Да и география фестиваля должна выходить за рамки "путешествия из Петербурга в Москву".
В действительности "новая" хореография Льянга оказалась настолько узнаваемой, что ее можно считать среднестатистической, если не сказать точнее - компилятивной для американского современного балета. В "Шепоте" можно опознать почерк многих хореографов, в том числе - отсылки к "Комнате наверху" Твайлы Тарп, идущей сейчас в Большом театре. Но если у Тарп в свое время получился танцмарафон экстракласса, то Льянг претендует на взаимоотношения танцовщиков и психологический подтекст своего произведения. Три девушки и три юноши танцуют последовательно вместе, порознь, дуэтом. Их настроение - печаль. В программке поясняется, что людей окружают ангелы-хранители, духи, шепоты - некая сила, которая направляет, к чему-то подталкивает. В дуэте, как сказано, слепой Орфей движим воображением. Но разглядеть эти смысловые тонкости в балете практически невозможно - современную хореографию танцовщики адаптировали под более доступную, дискотечную, что, судя по реакции зала, оказалось близко зрителю.