Не только мировая, но российская экономика в начале 2008 года притормозили. Впрочем, говорить о том, что здесь ключевую роль сыграли проблемы американской ипотеки и мировой кризис ликвидности было бы преждевременно. Хотя, напомним, что эксперты минэкономразвития еще с прошлого сентября предупреждали о возможности такого поворота событий. И, по большому счету, пока ситуация на мировых рынках не стала более оптимистичной. Снижение процентной ставки ФРС до 3 процентов не принесло успокоения. Глава ФРС Бен Бернанке в конгрессе США в беспрецедентном порядке заявил о готовности снижать процентную ставку. Рынки это не очень впечатлило. Как, впрочем, и разрекламированные американской администрацией меры налогового стимулирования потребителей в объеме до 150 миллиардов долларов.
Как сообщает агентство Рейтер со ссылкой на The Financial Times, американские банки последние несколько недель брали "огромные кредиты" у Федеральной резервной системы, пользуясь новыми возможностями, предложенными им ФРС два месяца назад для преодоления кредитного кризиса.
К середине февраля банки взяли около 50 миллиардов долларов сроком на один месяц.
Согласно сообщению FT, многие аналитики озабочены этим обстоятельством, видя в нем свидетельство растущего напряжения в банковской системе США и зависимости банков от государственной поддержки. Добавим, что после демаршей в поддержку американской экономики со стороны президента Буша, министра финансов Генри Полсона и главы ФРС Бена Бернанке спектр психологических рычагов удержания экономики США от рецессии резко сузился.
Впрочем, сама ФРС, несмотря на все свои усилия оживить экономику страны путем снижения базовой учетной ставки, прогнозирует рост ВВП страны в 2008 году в пределах от 1,3 до 2 процентов вместо ранее предсказывавшихся ориентиров 1,8-2,5 процента. Также представители ФРС ожидают более высокого уровня безработицы и инфляции в стране.
Российские банки держат оборону
В России финансовые рынки также остаются неустойчивыми; в свою очередь нехватка внешних кредитных ресурсов и слабая сберегательная активность населения заставляют российские банки один за другим объявлять о повышении процентных ставок. Кроме того, подобно своим американским коллегам, российские банки также вновь начали все шире использовать механизмы краткосрочной и среднесрочной поддержки ликвидности, предоставляемые им Банком России.
Ситуация не обещает улучшиться. Февральский опрос менеджеров инвестиционных фондов компанией Merrill Lynch зафиксировал усиление перехода инвесторов к консервативным стратегиям. 30 процентов опрошенных менеджеров прогнозируют дальнейшие продажи акций на мировых рынках и применяют все более жесткие страховые схемы от возможных потерь. Склонны к риску покупок ценных бумаг сейчас всего 31 процент менеджеров - это самый низкий показатель с апреля 2001 года.
То, что внешний негатив скажется в России на динамике фондовых индексов, банковских активов, кредитовании строительства, торговли и потребительских настроениях, не вызывает сомнения. Но если весной и летом население и бизнес почувствуют хотя бы реальный позитивный эффект от антиинфляционных усилий правительства, то сбережения и инвестиции в "чувствительных" к кредиту отраслях сильно не пострадают.
Готовность номер один
Но расслабляться остается все меньше оснований. В специальном исследовании, подготовленном Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по данному вопросу (www.forecast.ru), подчеркиваются недостатки системы поддержки ликвидности российских банков.
Прежде всего, эксперты ЦМАКП отмечают, что банки имеют неравный доступ к рефинансированию. Преимущественным доступом к нему обладают крупные банки, имеющие в активах достаточный объем высоконадежных ценных бумаг, принимаемых ЦБ РФ в качестве залога.
Данная проблема, говорится в исследовании, не решается простым расширением Ломбардного списка ЦБ РФ. Даже если Банк России станет принимать в качестве обеспечения все котируемые на внутреннем рынке бумаги, 80 процентов мелких (место по активам ниже 200) и более 50 процентов средних банков (место по активам от 11 до 200) не смогут покрыть за счет рефинансирования 10 процентного оттока средств со вкладов физических лиц и со счетов предприятий до востребования (уровень оттока в период локального кризиса 2004 года).
Экперты ЦМАКП видят два основных способа решения проблемы. Первый - это развитие рынка межбанковского кредита.
Вторым способом, по их мнению, может стать развитие инструментов, альтернативных рефинансированию под залог рыночных активов. Речь идет о рефинансировании банков под залог кредитов и векселей предприятий (предлагается ЦБ РФ), а также о лимитированном беззалоговом рефинансировании банков со стороны Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Оптимизма чуть больше
Впрочем, выводы ЦМАКП достаточно сдержанны. При инерционном и оптимистическом сценариях, говорится в исследовании, имеющийся у Банка России инструментарий достаточен для поддержания приемлемого среднего уровня ликвидности.
В то же время эксперты ЦМАКП отмечают, как уже говорилось выше, что сохраняется проблема неравномерности распределения ликвидности и неравных возможностей доступа к рефинансированию для различных групп банков. Данная проблема, по их мнению, может стать причиной дестабилизации отдельных групп банков даже в условиях достаточного среднего уровня ликвидности в банковской системе.
Наконец, "при пессимистическом сценарии имеющегося у Банка России инструментария недостаточно ни для поддержания приемлемого среднего уровня банковской ликвидности, ни для сохранения стабильности потенциально уязвимых групп банков". При этом специалисты Центра предостерегают, что проблема нехватки инструментов поддержки ликвидности банковской системы не сможет быть решена за счет размещения средств бюджета на счетах в коммерческих банках. Для того чтобы этот способ оказался действенным, необходим емкий и устойчивый рынок межбанковских кредитов, позволяющий осуществлять перераспределение ликвидности внутри банковской системы.
Выводы ЦМАКП
Итогом исследования стали следующие предложения по развитию системы рефинансирования и рынка межбанковского кредита.
Во-первых, упростить рефинансирование банков под залог прав требований по кредитным договорам с предприятиями, то есть отменить ныне действующее условие обязательного поручительства со стороны другого банка. Во-вторых, удлинить максимальные сроки предоставления такого рефинансирования (в настоящее время - до 180 дней).
В-третьих, предусмотреть возможность краткосрочного беззалогового кредитования банков-участников системы обязательного страхования вкладов за счет АСВ. Лимиты кредитования должны определяться уровнем финансовой устойчивости банков-участников. Фондирование АСВ для данных целей может осуществляться за счет рефинансирования со стороны Банка России.
В-четвертых, разработать механизм кредитования Банком России по упрощенной процедуре высоконадежных банков - межбанковских дилеров, размещающих полученные средства на открытом рынке межбанковских кредитов.
В предложениях ЦМАКП нет ничего радикального, разве что срок в 180 дней залогового рефинансирования без поручительства и так достаточно велик, чтобы "подчистить" баланс банка. Правда, если тот, в свою очередь, сам радикально не безнадежен. Не совсем понятно также и привлечение АСВ в качестве дополнительного посредника, тем более что все равно в конечном счете предполагается привлечение средств кредитора последней инстанции - Банка России.
Ключевым же вопросом остается один - рискнут ли правительство и Банк России допустить "образцово-показательное" банкротство нескольких банков, откровенно пренебрегавших кредитными рисками. Пока даже на Западе таких желаний не наблюдается - спасают всех и как могут.