День после выборов начался еще ночью: непобедившие партийные кандидаты осознавали реальность и строили новые планы. А считающие себя победителями "единороссы" собрались на заседание ЦСКП вечером в понедельник.
Дмитрий Медведев в ночь на понедельник позвонил своим конкурентам. Как сообщают информагентства со ссылкой на штаб Медведева, он "поблагодарил других кандидатов за участие в избирательной кампании и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с ними в интересах развития страны".
Сами же конкуренты отреагировали на чужую победу по-разному. "В целом нас этот результат удовлетворяет", - радостно заявил глава Демпартии Андрей Богданов (он не набрал и полутора процентов. - Прим. "РГ"). Богданов уже вечером в воскресенье пожелал Дмитрию Медведеву успешной работы "и как минимум спокойного развития для России, как это было в последние восемь лет". Он также надеется, что "если новый президент сочтет какие-то из предложений Демократической партии реально полезными власти и стране, мы готовы помогать и претворять их в жизнь".
Иной была реакция двух партийных долгожителей. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов и в ночь после выборов, и в заявлении, распространенном в понедельник, явно избегал произносить имя и фамилию "Дмитрий Медведев". Правда, не дать совсем оценки Зюганов не мог, и в его заявлении есть фразы о том, что "не было настоящих выборов", что Медведев "так и не решился принять мой вызов встретиться в открытых дебатах перед лицом всей страны", что "нынешний президент и после завершения своих полномочий фактически оставит за собой всю полноту власти в стране", но решение Компартии участвовать в выборах было все равно правильным. Важно заметить, что проигрыш не помешал КПРФ довольно быстро оправиться и начать готовиться к процедуре появления нового премьера. Как бы случайно, уже в ночь на понедельник Геннадий Зюганов заявил, что "необходимо распределить полномочия в пользу сильного и самостоятельного правительства, но оно должно быть под жестким контролем народных избранников".
А глава ЛДПР Владимир Жириновский от уныния довольно быстро перешел к ровному и почти веселому расположению духа. Так, еще вечером на вопрос о том, будет ли он поздравлять Дмитрия Медведева с победой, Жириновский сурово отрезал: "Вы меня поздравляйте". "Реакция на проходящие президентские выборы в РФ у меня отрицательная", - добавил лидер ЛДПР. Но буквально пару часов спустя Владимир Жириновский уже успокоился, предположил, что партия, скорее всего, не будет оспаривать результаты выборов в судах. А что до самих результатов, то он хотел победить, "но есть другие кандидаты, и если граждане пока не в состоянии дать мне большинство и результат у меня ниже 15 процентов, то будем считать, что это на "тройку".
Что же касается партий, поддержавших выдвижение Дмитрия Медведева и таким образом имевших полное право праздновать победу, то лишь "единороссы" оперативно отреагировали на ситуацию. Уже вечером в понедельник они собрались в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП), чтобы обсудить свои ближайшие планы.
Так, глава Комитета Госдумы по труду Андрей Исаев, комментируя надвигающиеся перемены в правительстве, предположил, что предстоят определенные перемены в структуре правительства, "хотя бы потому, что правительство впервые возглавит не технический, а политический премьер". Он также напомнил пожелание Путина о том, чтобы министерства из управляющих структур превратились в мозговые центры, так что перемены в этом смысле представляются совершенно неизбежными.
И партийцы явно намерены эти изменения возглавить. Дело в том, что после 53 дискуссий, проведенных под эгидой ЦСКП в течение последних двух месяцев в различных регионах, у них уже есть наработки по довольно широкому кругу вопросов, которые "единороссы" и планируют предложить Дмитрию Медведеву. "Да, мы готовимся к такой встрече", - подтвердил координатор ЦСКП Юрий Шувалов. Эта работа уже ведется и в Думе: сегодня два комитета, по труду и социальной политике, а также по конституционному законодательству и госстроительству (им руководит Владимир Плигин) озвучили свои предложения на заседании президиума фракции "ЕР". Как пояснил Исаев, таким образом партийцы могли бы придать Стратегии "конкретный отраслевой характер". "Нам необходимо понять роль и место оппозиции и ее соотношение с правящей партией", - поддержал коллегу Плигин.
"Работа сейчас будет проводиться системно: изменения в законодательной работе, выход на какие-то предложения по федеральным целевым программам - это тот серьезный инструментарий, который есть у парламентского большинства, и сегодня мы понимаем, что он может работать для реализации Стратегии и поддержки Владимира Путина в задачах, связанных с формированием правительства и бесперебойной работой исполнительной власти, - пояснил Юрий Шувалов. - Появление самой Стратегии - вопрос достаточно технический, целевые задачи уже озвучены, главное - это научиться управлять непростым процессом перехода к решению новых задач. Такие перемены могут коснуться каждого человека, и важно, чтобы здесь не произошло сбоя и возврата в старую административную систему координат в условиях сырьевой экономики - то болото, из которого нам надо вылезти". И Шувалов предположил, что среди возможных приоритетных предложений могут быть инициативы, касающиеся госуправления. Хотя от ответа на вопрос о том, коснутся ли эти меры структуры правительства, координатор ЦСКП аккуратно уклонился.