На границе двух российских регионов обнаружилась зона, свободная от правосудия.
На нее натолкнулись трое рабочих из башкирского городка Октябрьский. Они попытались судиться с работодателями из Татарстана, но суды двух субъектов Федерации банально отфутболили иски.
- Наш небольшой городок расположен на границе Башкирии и Татарстана, - рассказала корреспонденту "РГ" представитель истцов Елена Крыжановская. - Трое жителей не нашли дома работу по специальности и устроились в строительную компанию в городе Бугульма. До него автобусом от нас полчаса.
Но долго ездить на заработки в соседнюю республику не пришлось. Вскоре троицу уволили под каким-то предлогом. Обиженные бросились искать правду в суде. Как оказалось - пришли не по адресу.
По закону иски к работодателям принимаются по месту нахождения ответчика. Жители Башкирии логично рассудили, что раз работали в Бугульме, то и жаловаться надо в местный горсуд. Однако тамошние люди в мантиях выяснили, что фирма, обидевшая рабочих, зарегистрирована в Оренбургской области. Иск вернули.
Людям посоветовали пойти в Абдулинский городской суд Оренбургской области. Это очень далеко от родного городка, но ведь за справедливостью пойдешь и еще дальше.
- Заявители в Абдулино никогда в жизни не были и там не работали, - рассказывает Елена Крыжановская. - Но они сделали так, как им сказали. И опять вышла промашка.
По адресу, где зарегистрирована по документам компания, о ней и не слышали. Там живет совершенно посторонний человек. Оренбургские судьи дозвонились до помощника генерального директора общества с ограниченной ответственностью, на которое жаловались, и выяснили, что да, такая фирма существует. Руководство, материальная база, все учредительные документы находятся в Бугульме. Офис расположен где-то в промзоне, постоянного адреса нет, и фирма арендует ящик в одном из почтовых отделений Бугульмы. Хотите - пишите. По мнению оренбургских судей, это в корне меняет дело.
Раз обидчики-ответчики реально находятся в Бугульме, то и вы, дорогие истцы, идите туда, откуда пришли. Примерно так можно перевести определение Абдулинского районного суда с юридического языка на обычный. В результате стандартный трудовой спор превратился в сложнейшую юридическую коллизию, которую никто не может разрешить: куда жаловаться? Уже больше года гражданам никто не дает ответа на этот вопрос.
В последнее время много говорится о доступности и открытости правосудия. Не только говорится, но и делается, в частности, руководством Верховного суда. Поэтому дело трех рабочих из Башкирии приобретает особый смысл. Обратившись в суд за справедливостью, они, как оказалось, пришли не по адресу. Так в чем же причина, в неточности законов? Тогда надо исправлять. А если она в нежелании судей ввязываться в сложное и малоинтересное дело по защите трех рядовых граждан от богатых и, судя по всему, влиятельных предпринимателей?