Компания Mercer Human Resource Consulting составила список самых загрязненных городов в мире. Исследование основывается на данных по уровню загрязненности воздуха, степени утилизации отходов, пригодности воды для питья, наличия больничных услуг, медицинских принадлежностей и присутствия инфекционных болезней в 215 крупных населенных пунктах.
Все города в этом исследовании сравниваются с Нью-Йорком, которому присвоено 100 баллов. Самым грязным из сравниваемых признан город Баку, Азербайджан (27,6 балла), самым чистым - город Калгари, Канада (137 баллов). На втором месте по загрязненности оказался город Дакка, Бангладеш (29,6), на третьем - Антананариву, Мадагаскар (30,1), на четвертом - Порт-о-Пренс, Гаити (34).
Москва в этом списке заняла 14-е место, получив индекс загрязненности 43,4, не добрав до американского эталона даже половины баллов. Да и вообще, если взглянуть на города, оказавшиеся ее соседями в этом рейтинге, то все они представляют в основном развивающиеся страны Африки, Индии и т. д. Неужели и в самом деле так плохи дела у российской столицы? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал зам. директора департамента госполитики в сфере охраны окружающей среды МПР России Амирхану Амирханову. "Полная глупость такие оценки, - не согласился он с авторами исследования. - Грязь - понятие бытовое. Давайте взглянем лучше на объективные показатели, по которым оценивается состояние экологии в любой стране".
Один из таких показателей - выбросы в атмосферу от стационарных источников. В Москве он сейчас составляет 9,1 килограмма на жителя в год (сравним с Норильском, например, где на головы населения от промышленности падает 9,5 тонны).
Питьевая вода в российской столице тоже хорошего качества, отвечает всем европейским стандартам. Заметная динамика наблюдается и в борьбе с утилизацией отходов. Лишь за 2007 год вывоз на полигоны Московской области из Москвы за счет увеличения доли переработки сократился почти наполовину, а именно - на 700 тысяч тонн. В самое ближайшее время из оставшихся 800 тысяч тонн ставится задача вывозить лишь 30 процентов, а 70 - также перерабатывать.
- Действительно реальной проблемой для экологии Москвы остаются выбросы автомобильного транспорта, - подчеркнул Амирханов. - Они нарастали в течение практически 15 последних лет и достигли более миллиона тонн в год. С другой стороны, где еще в мире можно было увидеть такой автомобильный бум, как в Москве? Лишь за десятилетие количество машин здесь выросло в четыре раза! Но даже в такой сложной ситуации столичные власти работают достаточно системно и целенаправленно для того, чтобы оздоровить окружающую атмо сферу. В частности, они активно обновляют подвижной состав городского общественного транспорта, закупая экологически безопасные модели и параллельно переводя автобусы на более чистое топливо - природный газ. С учетом загрязненности атмосферного воздуха организуется в разные районы города и допуск грузового транспорта. Повышается уровень доходов горожан - и все меньше на улицах города остается старых, не безопасных для окружающей среды автомобилей, их место на московских дорогах занимают более экологичные иномарки.
И все-таки, по мнению Амирханова, лишь собственными силами Москва с оздоровлением своего воздуха не справится. "В Европе сейчас уже автомобили переходят на двигатели "Евро-4", "Евро-5", а нам нужно добиться хотя бы, чтобы выпускались и использовались не менее "Евро-2" и "Евро-3", - говорит он. Но ведь именно об этом из года в год говорят и московские власти, пытаясь привлечь внимание федерального правительства.
Впрочем, одной подвижки они все-таки уже добились: глава правительства РФ Виктор Зубков подписал новый регламент, в котором определены гораздо более жесткие требования к моторному топливу, за что также не один год боролась столица. Может быть, благодаря этому начнет наконец сокращаться черный список АЗС, торгующих некачественным бензином? До сих пор департаменту охраны окружающей среды и природопользования Москвы оставалось лишь регулярно обновлять его.