Для пробы было заявлено два лота - партии бензина "Супер-98" и "Регуляр-92" по 60 тонн каждая. Проведение аукциона обеспечивал "Центр развития экономики". Сделан первый шаг для того, чтобы направить топливную струю госзакупок в биржевое русло. Власти обязали государственных закупщиков приобретать до 15 процентов топлива именно на торгах.
Вопреки распространенному стереотипу столпотворения в здании биржи не наблюдалось - аукцион проводится в электронном режиме, и для того, чтобы принять в нем участие, было достаточно компьютера с выходом во Всемирную сеть. Торги продолжались в течение всего дня. Как рассказали корреспонденту "РГ" в биржевом департаменте торгового рынка, итоги подводятся автоматически - ровно в 17.45 электронная система закрывает сессию, определяя заявки с лучшими параметрами, извещая о том и продавцов, и потенциальных покупателей. Аукционы проводятся с 10-дневным интервалом. Суммарный объем вчерашних торгов по двум указанным лотам составил 2 миллиона 676 тысяч рублей. К середине дня 3 марта в системе было зарегистрировано 25 участников. Начальная цена лота "Супер-98" равнялась 1 миллиону 512 тысячам рублей, а 60 тонн "Регуляр-62" продавец оценил в 1 миллион 164 тысячи. Победители аукциона должны быть объявлены в ближайшие дни.
Напомним, что секция номер 9 биржи "Санкт-Петербург" была создана в соответствии с постановлением правительства РФ "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи", утвержденным 5 июня прошлого года. По замыслу властей торги должны придать прозрачность операциям на топливном рынке. Размещение заказов на поставку нефтепродуктов осуществляется путем проведения понижающих аукционов, при этом используется электронная система. Пробные топливные он-лайн торги прошли в нынешнем январе. В них приняло участие 12 компаний, которые разместили в общей сложности 70 предложений на 1,5 миллиона рублей. Главным итогом этих виртуальных "игр с нефтью" стал вывод экспертов о высокой эффективности электронной биржевой системы стандарта "B2B".
Предполагается, что организация и развитие собственных крупных площадок для торгов, аналогичных "Санкт-Петербургским", в конечном итоге позволит влиять на процесс ценообразования для внутреннего рынка - регулировать с помощью биржевых механизмов уровень топливных цен.