05.03.2008 07:10
Экономика

Иран хочет закупить в России сто гражданских самолетов

Иран хочет закупить сто гражданских самолетов в России
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4604)
Читать на сайте RG.RU

Вчера сенсационная новость пришла из Тегерана: Иран готов в течение десяти лет закупить в России больше сотни авиалайнеров. Сделок такого объема в области гражданской авиации наша страна не заключала с советских времен.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров в ходе визита российской делегации в Иран подписал меморандум о возможных поставках ста пассажирских Ту-204 и Ту-214. Теперь должен быть подготовлен проект контракта, который потом пройдет согласование в компаниях и правительствах двух стран. Если контракт будет подписан, то он станет самым весомым подтверждением того, что решение о создании Объединенной авиастроительной корпорации было верным.

Комментируя подписание меморандума, пресс-служба ОАК сделала упор на слова "намерения" и "возможно", и это не случайно. Никому не хочется сглазить сделку, так как она действительно очень важна и для нашей страны, и для Ирана. В связи с этим Объединенная авиастроительная корпорация даже не стала сообщать о подписании меморандума первой. Вчера подробности подписанного протокола о намерениях обнародовала выходящая в Тегеране газета Iran news.

Сумма контракта оценивается в два с половиной миллиарда долларов. Иран рассматривает возможность закупки в России Ту-204, Ту-214, а также их модификаций, и, возможно, Ту-334. Ставка сделана на самолеты, которые уже выпускаются серийно и имеют необходимые летные сертификаты либо заканчивают сертификационные испытания и запускаются в серийное производство, как лайнер Ту-334. Вполне возможно, часть самолетов марки "Ту" будет выпускаться на авиазаводах Ирана по лицензии. Кстати сказать, еще в девяностые годы рассматривался проект строительства в Иране предприятия по лицензионному выпуску российских Ту-334, но по ряду причин он так и не был реализован. И поэтому о новом российско-иранском контракте в ОАК сейчас говорят очень осторожно и в обтекаемых формулировках.

На авиасалоне МАКС-2007 в августе прошлого года было подписано соглашение с одной из ведущих иранских авиакомпаний о поставке ей в 2009 году пяти самолетов Ту-204-100. Это был первый шаг к контракту о сотне таких машин.

Авиалайнеры Ту-204, Ту-204-100, Ту-204Е, Ту-204-300 и Ту-214 относятся к среднемагистральным самолетам, хотя в некоторых своих модификациях способны совершать и трансконтинентальные полеты, находясь в воздухе до восемнадцати часов. Они могут брать на борт до двухсот десяти пассажиров с багажом или более двадцати пяти тонн груза.

Конечно, путь к многомиллиардному контракту будет непростым, и наши конкуренты на мировом рынке сделают все возможное, чтобы как минимум затянуть его подписание. Однако стоит повторить, что он одинаково выгоден для обеих наших стран, поэтому-то соответствующие структуры России и Ирана постараются сделать все возможное, чтобы контракт был и подписан, и полностью реализован.

Авиатранспорт ВЭД Иран