Недавно Центробанк РФ опубликовал обзор банковского сектора за 2007 год. Согласно данным Банка России активы кредитных организаций страны выросли за прошлый год на 44,1 процента и составили 20,241 триллиона рублей. Прибыль банков в 2007 году выросла на 40,9 процента, что соответствует 627 миллиардам рублей.
На первый взгляд, тенденция роста доходов российских кредитных учреждений свидетельствует о стабильной и грамотной работе банковского сектора. Однако на поверку оказывается, что некоторые банки не брезгуют иными источниками прибыли, которые, мягко говоря, отличаются от общепринятых в банковской сфере.
Конкретный случай произошел с клиентом ООО КБ "Росавтобанк" (Регионально-отраслевой специализированный автопромышленный банк) - ООО "ЕвроМастер". Все случившееся с "ЕвроМастером" дало основания для обращения компании в Следственный комитет при МВД России, который 23 января 2008 года возбудил в отношении ООО КБ "Росавтобанк" уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество, совершенное организованной группой лиц в особо крупном размере".
"ЕвроМастер", поставляющий промышленное оборудование российским и зарубежным предприятиям, в начале июля 2007 года открыл счет в Росавтобанке. А уже 20 июля 2007 года, как рассказал генеральный директор ООО "ЕвроМастер" Дмитрий Смирнов, сотрудник Росавтобанка, сославшись на закон о противодействии легализации доходов, неожиданно отказал в доступе к счету представителю компании, когда тот попытался произвести очередной перевод денежных средств своим контрагентам.
Банк затребовал все необходимые документы для доказательства законности деятельности "ЕвроМастера", которые компания незамедлительно предоставила. Далее в течение 2 дней, определенных законом для выяснения ситуации, руководство "ЕвроМастера", по утверждению Дмитрия Смирнова, не получило никаких объяснений от уполномоченных лиц в Росавтобанке. Более того, сетует глава "ЕвроМастера", никто из представителей компании не смог попасть даже в помещение кредитной организации.
На все попытки "ЕвроМастера" выяснить судьбу собственных денег Росавтобанк, по словам Смирнова, отвечал только, что счет заблокирован и операции по нему временно приостановлены. В таком подвешенном состоянии, терпя убытки, компания находилась вплоть до сентября 2007 года. И только во время очередного посещения финансистами компании налоговой инспекции выяснилось, что Росавтобанк передал налоговикам выписку по расчетному счету "ЕвроМастера".
В документе значилось, что банк снимал с него деньги в качестве комиссий за переводы. И это, возмущается Дмитрий Смирнов, в то время, когда все операции по счету были якобы приостановлены. При этом Росавтобанк руководствовался тарифами на свои услуги, которые превышали ранее установленные, а 1 августа 2007 года банк при общей сумме, находившейся на счете компании, 122 427 399,20 рубля списал почти 53 миллиона рублей. Смирнов утверждает, что документ, на основании которого были списаны средства со счета, датирован 23 августа 2007 года, а значит, комиссии взимались задним числом. По мнению Дмитрия Смирнова, Росавтобанк в целом под видом различных комиссий списал в свою пользу со счета "ЕвроМастера" свыше 100 миллионов рублей.
Как утверждают в "ЕвроМастере", Росавтобанк как минимум дважды нарушил свои обязательства перед компанией. Во-первых, банк не уведомил клиента заранее об изменении тарифов, а во-вторых, снял повышенные комиссии за услуги, не имея на то никаких оснований. Это и доказал на днях Арбитражный суд г. Москвы, который рассмотрел иск "ЕвроМастера" к Росавтобанку, предметом которого были списанные в сентябре 2007 года 2,5 миллиона долларов. Суд пришел к выводу, что кредитное учреждение нарушило договор и его действия не соответствовали нормам законодательства. Московский арбитраж обязал Росавтобанк вернуть "ЕвроМастеру" почти 63 миллиона рублей, из них около 62 миллионов рублей - за "необоснованное обогащение", а остальные - проценты за "пользование чужими денежными средствами".
Эта история, к сожалению, не уменьшит очереди в популярные кредитные учреждения, чьи "выгодные" тарифы на поверку оказываются кабальными. Но может быть, она поспособствует ужесточению законодательства в банковском секторе, чтобы закон смог защитить не только банки, но и их клиентов.