06.03.2008 01:50
Общество

До чего докатился Колобок

Вышел в свет уникальный сборник фольклорных текстов
Текст:  Лариса Суворова (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4606)
Читать на сайте RG.RU
До чего докатился Колобок? И чем закончилась история с золотым яичком? Ответы на эти вопросы не так однозначны, как может показаться на первый взгляд.

Подтверждение тому можно найти в уникальном сборнике сказок, изданном в Воронеже. Книжка "Колобок", "Теремок" и другие" примечательна прежде всего тем, что здесь собраны так называемые кумулятивные сказки во всем их богатом разнообразии. Речь идет о сказках, знакомых нам с самого детства, - "Репка", "За скалочку - гусочку" и других, где сюжет построен на повторениях одного и того же действия, эпизода. В сборнике представлено 15 сюжетов, которые легли в основу 203 сказок. Чтобы собрать эту "коллекцию", автору-составителю сборника, преподавателю кафедры русского языка Воронежской технологической академии Нине Стекольниковой пришлось проштудировать около семидесяти сборников сказок, вышедших за последние два века. Несколько текстов, взятых из личного архива известного воронежского фольклориста Александра Ильича Кретова, публикуются впервые.

Вообще, чтение 28 вариантов "Пения волка" (где серый выманивает у старика своими жалобными песнями всю живность) или 20 версий "Теремка" - занятие явно не для слабонервных, но точно - для любознательных.

По словам Нины Стекольниковой, отнюдь не случайно родители читают детям в раннем возрасте как раз такие сказки: "Это самый древний тип фольклорного текста. В кумулятивных сказках отражается способ познания мира доисторического человека, которому необходимо было сохранить, накопить информацию и передавать ее следующим поколениям. На определенном этапе развитие ребенка напоминает развитие всего человечества, поэтому такие сказки ему понятны и близки как никакие другие. Сюжет в них чрезвычайно прост: например, слепила баба пирожок, и он пошел гулять по просторам. Его встречи с животными происходят по одному и тому же сценарию, да и изъясняется Колобок одними и теми же словами, что также помогает ребенку осваивать родной язык, развивать память".

Надо сказать, что финал многих сказок оказывается весьма неожиданным. Взять, к примеру, историю про Курочку Рябу. Большинство знает ее канонический и сильно усеченный вариант, который заканчивается эдаким бытовым "хеппи-эндом": курочка снесла деду с бабкой не золотое, а простое яичко. Между тем у этой сказки есть другой финал, больше смахивающий на конец света. После того, как "мышка пробежала - хвостиком махнула" и золотое яичко разбилось, в сказочной действительности все летит кувырком: дед с бабой плачут, гуси кричат, собаки лают, волк воет, лось рога скидывает. Попова служанка узнает о несчастье и начинает ведра бить и коромысло ломать, дьякон - церковные книги рвать, а поп идет и поджигает храм. Такой совсем не сказочный трагизм, по мнению Нины Вячеславовны, тоже вполне объясним: "Корни сказки лежат в мифологии. И существует миф, согласно которому мир или отдельные его части (например небо, земля) возникли из некоего яйца. Да и золотой цвет в фольклоре - своего рода "намек" на потустороннюю реальность. Поэтому когда разбивается золотое яичко, мироздание начинает рушиться. Чем еще различаются варианты одной и той же сказки?.. Каждый сказитель (в зависимости от возраста, пола, места проживания) рассказывал свою историю: что-то забывал, другое прибавлял - и все это на свойственном ему одному языке. В любом случае многочисленные варианты одной сказки дают нам чудесную возможность насладиться красотой и богатством русского народного языка".
Образ жизни Литература Воронеж Центральная Россия