06.03.2008 04:14
Власть

Хабаровские инвалиды защищают свои права, призвав в союзники мэрию

Инвалиды пытаются защитить свои права, призвав в союзники мэрию
Текст:  Михаил Строев (Хабаровск)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4605)
Читать на сайте RG.RU

Вторую победу одержали инвалиды-колясочники, отстаивавшие в судах свое право на безбарьерную городскую среду. Накануне суд Центрального района обязал владельца одного из хабаровских магазинов оборудовать вход в здание устройством для беспрепятственного доступа.

Первым хабаровские законники рассматривали дело инвалида Александра Свербуты, который самостоятельно построил съезд из своей квартиры на улицу. Отсутствие выхода из дома для колясочников, пожалуй, главная беда. Сегодня мы не замечаем этих инвалидов на улицах только потому, что они, словно заключенные, сидят в квартирах, отгороженные от всего мира десятком ступенек.

Сейчас при строительстве новых зданий или реконструкции старых нужды людей с ограниченными возможностями учитываются, однако большинство таких граждан живут отнюдь не в новостройках, а в "хрущевках" или "сталинках", где даже лифта нет. Впрочем, если элеватор и присутствует, всегда остается "последняя миля" - спуск с первого этажа.

- Кто в силах решить эту проблему? Никто, кроме нас самих, - решил хабаровчанин Александр Свербута, - Я перепланировал квартиру, сделал парадную на балконе, и оттуда - спуск на улицу, благо, живу на первом этаже.

Одна соседка все переживала, что при монтаже искры от сварочного аппарата летели на ее цветочную клумбу, однако потом даже порадовалась тому, как удачно пандус отгородил ее цветник. А другой сосед написал жалобу в администрацию округа, и Александру Свербуте пришлось через суд доказывать свое право на нормальную жизнь. В январе этого года суд принял позицию инвалида и подтвердил законность установки пандуса.

В Хабаровске живут около пятисот инвалидов-колясочников, то есть практически каждый тысячный житель краевой столицы передвигается в инвалидном кресле. При этом значительная часть общественных зданий и сооружений, магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной инфраструктуры рассчитана только на здоровых людей.

Закон обязывает владельцев заведений оборудовать входы подъемниками или пандусами, но далеко не все исполняют это условие. А если и исполняют, то отнюдь из желания помочь инвалиду или матери с коляской. Железобетонные конструкции с углом подъема в 45 градусов инвалиды называют пандусами вертикального взлета. Штурмовать такие памятники человеческой черствости колясочникам не под силу.

Геннадий Кутузов на коляске не один десяток лет. Каждый выход в город для него как экстремальная экспедиция - краевая столица плохо приспособлена для колясочников.

- Я могу перечислить сотни мест, где мне не проехать. Причем речь идет об основных маршрутах в центре города. Например, на площадь имени Ленина без посторонней помощи я не могу попасть, да и чтобы совершить прогулку по центральной улице Муравьева-Амурского, несколько раз придется выезжать на проезжую часть, - признается корреспонденту "РГ" Геннадий Кутузов.

Причина в том, что бордюры, на которые здоровый человек даже не обращает внимания, являются серьезной преградой для инвалида. По технологии в местах пересечения с автомобильной дорогой бордюр должен быть занижен таким образом, чтобы пешеходный переход являлся продолжением тротуара. По строительным нормам высота обочины в местах пешеходных переходов не должна превышать четырех сантиметров. Однако зачастую она равна и пяти, и десяти, и пятнадцати сантиметрам.

- Главная беда - это формализм, с которым относятся к решению проблем людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - считает председатель Хабаровской краевой организации Всероссийского общества инвалидов Владимир Саржевский. - К примеру, дорожным рабочим поручили занизить бордюры - они занижают, однако я сомневаюсь, что прораб с линейкой проверяет каждый участок. Люди не понимают, что означает для колясочника погрешность в несколько сантиметров.

Однако, как утверждает Геннадий Кутузов, даже четыре законных сантиметра - это слишком много. Преодолеть такие преграды могут только физически крепкие колясочники.

Было бы несправедливо заявить, что местные власти бездействуют. С 2005 года при ремонте дорог в Хабаровске строители начали использовать комплексный подход, когда в порядок приводят не только дорожное полотно, но и газоны и тротуары. Так Уссурийский бульвар после ремонта стал практически идеальным примером безбарьерной среды - инвалид-колясочник без затруднений может преодолеть путь от "Платинум Арены" до речного вокзала.

- В работе все равно возникают сложности. Тот же бульвар пересекают множество поперечных улиц, ремонт которых только в планах. В таких местах бордюр ставится чуть выше, так как в перспективе здесь уложат новый асфальт и общий уровень дорожного полотна поднимется, - объясняет заместитель начальника отдела управления дорог и благоустройства Хабаровска Людмила Ананенко. - Кроме того, занизить бордюр или сделать съезды можно далеко не везде. Бордюр защищает тротуар от потоков воды во время ливня или таяния снега.

Впрочем, Геннадий Кутузов и Александр Свербута договорились с Людмилой Ананенко, что в мае они вместе пройдут по центру Хабаровска.

Тем временем

Два троллейбуса, созданных специально для людей с ограниченными физическими возможностями, поступят в Хабаровск в середине марта. Об этом сообщили вчера в городском управлении транспорта. Салон в троллейбусах, спроектирован так, чтобы в нем без проблем могли разместиться инвалиды-колясочники. Что особенно важно, пол в специализированном электротранспорте находится на уровне 36 сантиметров от дороги, машины оснащены удобными дверьми поворотно-сдвижного типа.

Права человека Соцзащита Хабаровск Дальний Восток