По количеству мигрантов Северная Осетия занимает одно из первых мест в стране. Жилищное обустройство вынужденных переселенцев и беженцев сегодня одна из самых острых проблем республики. Власти РСО - Алании не в состоянии решить ее самостоятельно. Тем временем люди готовы идти на крайние меры. С ними встретился корреспондент "РГ".
Жизнь в бараке
Недавно в центре североосетинской столицы состоялся митинг, в котором приняли участие около 300 человек. Они потребовали как можно быстрее решить вопрос с жилищными сертификатами: федеральным центром для республики выделяется не более одного в год, а в очереди на их получение стоят 4297 семей. При таких темпах мечта о своей крыше над головой станет реальностью лишь для единиц. Между тем условия, в которых живут многие мигранты, трудно назвать человеческими.
- Обстановка близка к гуманитарной катастрофе, - утверждает председатель созданного месяц назад координационного совета вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ Николай Кобесов. - 19 лет назад, заселяясь в ведомственные общежития, заброшенные дома, бараки, подвалы, сараи, гаражи, люди верили, что это ненадолго. Конечно, с тех пор немалая часть беженцев получила помощь в жилищном обустройстве со стороны Федеральной миграционной службы РФ и международных гуманитарных организаций. Некоторые смогли независимо от властей решить проблему. По сути, сейчас в поддержке нуждаются в основном те, кто при всем желании не способен позаботиться о себе сам - пожилые люди, инвалиды, одинокие матери, дети. Многие уже просто отчаялись.
В центре Владикавказа в одном из спальных районов в окружении кирпичных пятиэтажек - несколько деревянных халуп под снос. Поверить, что здесь можно жить, довольно трудно: кажется, дышащие на ладан строения разлетятся в щепки при первом же дуновении ветерка.
- Люди здесь живут без воды, газа, света, канализации. В хорошую погоду воду набирают в квартирах жителей близлежащих домов, в плохую обходятся дождевой или талым снегом, - поясняет одна из активисток координационного совета Аза Кобесова, сопровождающая корреспондента "РГ" по местам проживания мигрантов.
Узнать из первых уст, каково в XXI веке без минимального набора коммунальных удобств, так и не удается: хозяев нет дома.
- Заняты зарабатыванием денег, которых, как правило, едва хватает на питание, - объясняет провожатая, - устроиться на высокооплачиваемую работу в силу возраста, проблем со здоровьем или по каким-либо другим объективным причинам большинству практически нереально.
Законный протест
В более чем 70 местах компактного проживания вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ обстановка ненамного лучше, нежели в стихийных поселениях. Исключение составляют, пожалуй, лишь те, где с участием международных организаций создается необходимая инфраструктура. Это населенные пункты Цалык, Восход, Красногор, Комсомольское. В остальных здания ведомственного фонда, промышленных предприятий, общежитий, в которых проживают мигранты, за последние годы сильно обветшали, находиться в них небезопасно. Кроме того, собственники помещений, в частности, общежитий, на основании законных судебных решений просят освободить площади. А долги по коммунальным платежам приближаются к суммам в сотни миллионов рублей.
Раньше жилищным обустройством вынужденных переселенцев занималась Федеральная миграционная служба. И люди видели реальный результат: по линии ФМС для них приобретались квартиры. С 2006 года за жилищное благополучие переселенцев отвечает Росстрой, который и распределяет сертификаты в рамках федеральной целевой программы "Жилище". С этого момента психологический климат в среде мигрантов в Северной Осетии резко ухудшился: одним сертификатом в год проблему не решить.
Проблема жилищного обустройства далеко не единственная. Возникают трудности с медицинским обеспечением, образованием, трудоустройством, получением документов. Республиканские власти пытаются их устранять по мере возможности. Впрочем, сами вынужденные переселенцы убеждены, что многие сложности автоматически отпадут, когда решится главный вопрос, который они ставят перед государством.
- Трудно думать о чем-то еще, когда нет постоянного места жительства. Мы надеемся, что будем услышаны федеральными властями, - утверждает Николай Кобесов. - Республика при всем желании не может решить проблему жилищного обустройства самостоятельно. Рассчитываем, что в самое ближайшее время государство найдет способ помочь нам.
Таймураз Касаев, Министр по делам национальностей РСО - Алании:
- Оставлять людей на произвол судьбы в такой ситуации, конечно, нельзя. Но только республиканских ресурсов недостаточно. В настоящее время мы готовим программу жилищного обустройства вынужденных переселенцев, чтобы потом добиваться ее частичного финансирования за счет федеральных средств.
Мы предлагаем свой выход из положения: принять отдельное решение правительства РФ для этой категории граждан. А тем, кто изъявит желание обосноваться в селах, выделять земельные участки и обустраивать их. Параллельно считаем необходимым рассмотреть возможность привлечения международного сообщества для решения вопроса с Грузией о компенсационных выплатах с ее стороны мигрантам за имущество, оставленное в этой республике. Речь идет о людях, находящихся в настоящее время в Северной Осетии, которые покинули Грузию безвозвратно и в результате лишились всего. К тому же по данному вопросу есть рекомендации СЕ и ОБСЕ. Эти варианты доведены до сведения федеральных органов власти. Особое беспокойство у нас вызывают мигранты, по разным причинам утратившие статус вынужденного переселенца, но так и не решившие своих проблем. По различным оценкам, их в нашей республике 17 - 20 тысяч человек. Откровенно говоря, неясно, как поступать с ними, не нарушая закона. Над этим вопросом сейчас работаем.
Справка "РГ"
В Северной Осетии беженцы появились в 1991 - 1992 годах в результате грузино-осетинского конфликта, а также прибывали из Чечни, стран Азии и Балтии. В разное время их численность доходила до 120 тысяч человек. Согласно оценкам международных организаций в республике осело около 70 тысяч. Сейчас почти все они получили российское гражданство и перешли в разряд вынужденных переселенцев. С 1994 года обустроены около 19 тысяч человек, а с учетом переселенцев из Ингушетии - почти 30 тысяч. По данным управления Федеральной миграционной службы по РСО - Алании, на первое января 2008 года на учете состоят 13 890 человек, в том числе 74 беженца и 13 906 вынужденных переселенцев.