12.03.2008 06:00
Общество

Волгоградский писатель Борис Екимов удостоился премии Солженицына

Литературной премии Александра Солженицына в 2008 году удостоился писатель из Волгограда Борис Екимов
Текст:  Павел Зайцев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4609)
Читать на сайте RG.RU

Премия Александра Солженицына, одна из самых крупных и престижных наград России, присуждается уже в 11-й раз.

Ее лауреатами были академики Владимир Топоров и Александр Панарин; прозаики Валентин Распутин, Евгений Носов, Константин Воробьев (посмертно), Леонид Бородин, Алексей Варламов; поэты Инна Лиснянская, Юрий Кублановский, Ольга Седакова; режиссер Владимир Бортко и артист Евгений Миронов; филологи Игорь Золотусский и Сергей Бочаров; лингвист Андрей Зализняк.

В этом году жюри премии под председательством Александра Солженицына, куда входят известные писатели, критики, театроведы Борис Любимов, Валентин Непомнящий, Людмила Сараскина, Никита Струве, Павел Басинский и президент Фонда А. И. Солженицына Наталья Солженицына, выбрало лауреатом замечательного писателя Бориса Екимова, живущего в Волгограде. Это редчайший случай, когда крупная литературная премия (денежное выражение 25 000 долларов) уходит за пределы Москвы.

Объявление лауреата традиционно сопровождается отточенной формулировкой жюри. В этом году она звучит так: "За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка". И это единственный случай, когда объявлению лауреата для СМИ сопутствует слово самого Солженицына:

"В последние десятилетия, когда, кажется, само существование русской деревни выпало из нашего поля зрения, не говоря уж об окоёме искусства, - Борис Екимов вошёл в литературу новым писателем-"деревенщиком". Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела. А уж как интересно послушать суждения из донской глубинки - о событиях новейших.

Александр Солженицын

Февраль 2008".

Вручение премии состоится 15 мая в Доме русского зарубежья в Москве (ул. Нижняя Радищевская, 2).

из первых уст

Наш корреспондент связался с Борисом Екимовым, который оказался в Калаче-на-Дону, по телефону и попросил его прокомментировать приятное для него событие.

Российская газета: Борис Петрович, сердечно поздравляем вас! Сейчас в "Вагриусе" готовится к изданию ваша новая книга "Не надо плакать..."

Борис Екимов: Да, по названию последнего рассказа.

РГ: Очень характерное для вас название. Это лейтмотив вашей прозы: не надо плакать, не надо отчаиваться, надо доверять естественным законам жизни и любить страну своего проживания, в каком бы состоянии она ни оказалась. Вас часто называют деревенщиком, но в отличие от классических деревенщиков, Распутина, Белова, у вас совсем нет эсхатологических мотивов: гибель России, утрата крестьянского рая... От ваших произведений остается чувство, что Россия живет и будет жить.

Екимов: Она может изменяться. Но жизнь-то продолжается.

РГ: За последние годы что-то изменилось в российской деревне? Она продолжает умирать, как уверены в Москве?

Екимов: Изменилось то, что сейчас занята вся земля. Там, где десять лет назад рос один бурьян (причем площадь брошенных земель доходила до двух третей пахотной территории), сейчас растут хлеб, подсолнечник...

РГ: Но кем она занята? Судя по вашей повести "Пиночет", наши поля уже нам не принадлежат.

Екимов: Об этом я писал в своем последнем очерке в "Новом мире" "Прощание с колхозом". Идея очерков в середине 1990-х годов принадлежала тогда главному редактору "Нового мира" Сергею Залыгину. Потом я хотел от них отказаться, но встретился в Москве с Солженицыным, и он посоветовал мне продолжить. Сейчас земля поделена между разными людьми: фермерами, олигархами. Другое дело, что земля-то занята, а жизнь людей, живущих и работающих на ней, не стала лучше. Они не были готовы к крутым переменам, им трудно к ним привыкать. Находить новое применение своим силам в новых условиях. Но - приживаются. Это же не минутный процесс. Когда-то я написал: человек - не трактор, его не развернешь на фрикционе на сто восемьдесят градусов. Дали команду жить по-новому, но люди привыкли жить иначе. Так что деревня и сейчас, если говорить честно, находится в состоянии тяжелом. В своих очерках я все об этом написал и сейчас хочу отойти от публицистики.

РГ: Поговорим о прозе. У вас странное положение среди писателей. Вы живете в Волгограде, печатаетесь в Москве, вас высоко ценят критики разных направлений и эстетических взглядов, у вас есть благодарный читатель по всей России. Но ваше присутствие в московской литературной ситуации не ощущается. Нередко от начитанного москвича слышишь: "А кто такой Екимов?" Вас это не обижает?

Екимов: Я не ощущаю себя участником московской литературной ситуации. Может, это звучит высокомерно, но я писатель России. Да, московские критики относятся ко мне хорошо, но сколь-либо развернутых статей о себе я почти не читал. Для меня гораздо важнее письма, которые приходят от читателей. Они говорят, что мой труд не напрасен. Недавно пришло письмо от учительницы из Казахстана. Она пишет, что сменилось уже несколько поколений учеников, но каждому обязательно читает мой рассказ "Ночь исцеленья". И каждое поколение понимает эту вещь одинаково. Все вдруг открывают, что не знают, кто у них бабушка. Сострадание к родителям, к их родителям, оказывается, свойственно молодым людям, надо только его разбудить. Спасибо нашим учителям русской литературы! Именно они замечают мои рассказы и доносят до школьников. Хотя никто от них не требует.

РГ: Вы включены в школьную программу?

Екимов: Не знаю, их сейчас много. Но однажды мне пришло письмо от одного врача, где он пишет даже слишком лестные для меня вещи: "В школе надо сначала читать Екимова, а потом Набокова и других".

РГ: Вы получили первую премию "Москва-Пенне", которую присуждают русские и итальянские школьники. Что так привлекает подростков в ваших рассказах? Это ведь не "Гарри Поттер".

Екимов: Недавно в "Новом мире" был напечатан мой рассказ "Говори, мама, говори..." Старой женщине на хуторе городская дочь оставила сотовый телефон как бы для очистки совести. Но предупредила: ты впустую не говори, это дорого стоит, тариф! И старуха боялась по нему рассказать дочери даже о том, что чуть не погибла. Недавно пришло письмо от школьницы, которая пишет: у меня есть бабушка в деревне, ей тоже оставили сотовый телефон и объяснили, как это дорого. Когда я прочитала ваш рассказ, сразу ей позвонила. Она спрашивает: "У тебя, что, лишние деньги?" А я ей ответила словами вашего рассказа: "Говори, бабушка, говори..." Такие письма и являются для меня высшей оценкой творчества. Вообще я больше чувствую себя не в контексте литературы, а в контексте России.

РГ: Как бы вы определили главную задачу своего творчества?

Екимов: В одной статье обо мне написано: "Екимов не был бы Екимовым, если бы не оставлял надежды".

РГ: Как вы воспринимаете Солженицына, прошлого и нынешнего?

Екимов: Ну какое тут может быть восприятие! Просто это огромное явление - в России и во всем мире.

РГ: Ваше любимое его произведение?

Екимов: Конечно "Один день Ивана Денисовича"!

Справка "РГ"

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края. После службы в армии работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером, учителем труда в сельской школе. Жил в Тюменской области и Казахстане. В настоящее время живет в Волгограде, но значительную часть времени проводит в Калаче-на-Дону Волгоградской области. Занимается собиранием и систематизацией казачьих песен. Страстный рыбак и знаток русской народной кухни.

Закончил Высшие литературные курсы в Москве. Первая книга рассказов "Девушка в красном пальто" вышла в 1974 году. Широкую известность принес рассказ "Холюшино подворье" (1979), где прозвучали совершенно новые для "деревенской прозы" темы и настроения. Крупным литературным и общественным событием стала публикация повести "Пиночет" ("Новый мир", N 4, 1999) о гибели колхозов и поисках крестьянами путей для выживания. Автор многих книг: "Ёлка для матери", "Холюшино подворье" (обе - 1984), "За теплым хлебом", "Ночь исцеленья" (обе - 1986), "Пастушья звезда" (1989), "Донос" (1990), "Высшая мера" (1995), "Память лета" (1999), "Пиночет" (2000), "Набег" (2001) и др.

Лауреат первой премии "Москва-Пенне" (1997) и Государственной премии РФ в области литературы (1997).

Образ жизни Литература