Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев обнародовал предварительный прогноз урожая зерна в этом году - 85 миллионов тонн, на 3 миллиона тонн больше, чем в прошлом. Однако даже такой оптимистичный сбор зерна не сможет существенно повлиять на продовольственные цены. Они будут оставаться высокими из-за дороговизны топлива, удобрений, кредитов.
Похожую цифру урожайности называет и один из ведущих аналитиков зернового рынка Владимир Петриченко - 86,3 миллиона тонн. Прошлой весной его прогноз был на 7 миллионов тонн выше минсельхозовского и в итоге оказался гораздо точнее. Сейчас ряд экспертов демонстрируют единодушие: чуда не будет.
Во-первых, сельское хозяйство инерционно. В соответствии с госпрограммой, которая вступила в действие в этом году, в ближайшие пять лет бюджетная поддержка аграрного сектора экономики будет втрое выше, чем в предыдущие пять лет. При этом глава минсельхоза утверждает, что в ближайшие годы производство будет прирастать в среднем на 4 процента в год.
Во-вторых, погода еще вполне может внести поправки. Агрометеорологи сообщают, что пока озимые чувствуют себя неплохо. Но впереди еще март, опасный возвратом холодов. К тому же авторитетное агентство "Блумберг", например, не исключает, что в этом году засухи могут подорвать производство зерна в США, Канаде и России. Это все крупнейшие поставщики зерна на внешний рынок.
Но главное - экономические условия ухудшились с прошлого лета, когда правительство принимало госпрограмму развития сельского хозяйства. Падение курса доллара повышает конкурентоспособность импортной еды и ограничивает внутренний рынок для отечественных производителей. Кредитные ресурсы в дефиците, сельхозпроизводителям все труднее занять в банке на сев, процентные ставки растут. Инфляция пожирает прошлогодние доходы зерновиков и бюджетные средства, отпущенные на село. А затраты на производство продовольствия растут. Алексей Гордеев на заседании кабинета министров заявил, что такое изменение экономических условий угрожает выполнению показателей госпрограммы в этом году.
В минсельхозе полагают, что увеличение сбора зерна произойдет в основном за счет расширения посевов озимых. Прошлой осенью воодушевленные высокими ценами на зерно растениеводы увеличили их на 1,9 миллиона гектаров. Аграрии отлично заработали - себестоимость производства тонны зерна, по данным российского зернового союза, колебалась в прошлом году от 2,5 до 4 тысяч рублей. Цена же к осени перевалила за 6 тысяч, а сейчас уже достигла 8400 рублей. По очень грубым подсчетам, зерновой бизнес получит 200 миллиардов рублей от реализации прошлогоднего урожая. Правда, в этой цифре не учтены налоги, которые надо заплатить казне. Казалось бы, аграрии должны стремиться и весной засеять яровыми зерновыми все, что можно. Тем более, что им есть куда расширяться - в девяностые годы они забросили 20 миллионов гектаров пашни. Но эти порывы останавливает рост издержек.
Некоторые аналитики полагают, что в этом году они вырастут на 50 процентов. А может быть, и вдвое против прошлогоднего.
Минеральные удобрения подорожали астрономически. Килограмм азотных удобрений год назад обходился растениеводам в 4,5 рубля, а сейчас - 12-14 рублей. Отечественные производители удобрений 90 процентов своего товара экспортируют. Оставшиеся 10 процентов норовят продать на внутреннем рынке по мировой цене, хотя газ, по словам председателя правительства Виктора Зубкова, получают по "55 долларов за тысячу кубов, тогда как их западные коллеги - по 300 - 400 долларов". В связи с этим, считает Алексей Гордеев, в ближайшее время власти планируют поднять экспортную пошлину на минеральные удобрения до 8,5-9 процентов. Сейчас пятипроцентной пошлиной облагается вывоз отдельных видов этого товара. Остальные вывозятся беспошлинно.
Виктор Зубков обещал "разобраться и с другими монополистами". Очевидно, это камень в огород нефтяников. За год топливо подорожало процентов на 30, и растущие мировые цены на нефть не обещают ничего иного в новом сезоне. А для того чтобы привести в порядок непаханые поля, горючего нужно много.
Федеральная антимонопольная служба уже принимает меры, которые, по идее, не позволят доминирующим в регионах топливным компаниям создать дефицит и, по традиции, перед севом задрать цены на солярку и бензин вверх. Однако горючее и так достаточно дорого.
Высокие цены на зерно неминуемо приведут к дальнейшему росту цен на животноводческую продукцию. Но если год назад от него выигрывали традиционно небогатые растениеводы, то в этом году все бонусы получат представители естественных и противоестественных монополий.
Что же до городских едоков, то им предстоит в полной мере ощутить истинную ценность пищи. При таком положении дел недавнее предложение главы минсельхоза адресно поддерживать продовольствием неимущих выглядит вполне естественно. Алексей Гордеев поделился с журналистами и еще одной идеей - зафиксировать торговые наценки на хлеб, отдельные виды молока и яйцо на уровне 10-12 процентов. Сейчас они достигают 30-40 процентов.
Вероятно, министр рассчитывает внести соответствующую норму в проект закона об основах государственного регулирования торговой деятельности. Законопроект разрабатывается с осени прошлого года и, судя по некоторым заявлениям, к 1 апреля может быть представлен в правительство. Но едва ли торговцы сдадут свои "высоты" без боя. Против ограничения торговой наценки они могут привести, по крайней мере, два серьезных аргумента.
Высокая торговая наценка часто продиктована дороговизной содержания магазинов. Во всяком случае, владельцы крупной компании по производству яиц в Рязанской области рассказали корреспонденту "РГ", что входящий в их холдинг торговый дом не может накручивать на продукцию меньше 30 процентов. В противном случае он "уходит в убытки".
Второй аргумент - финансовая слабость мелких магазинов, в которых как раз и отоваривается большая часть малоимущих граждан. Крупные сети, в конце концов, могут снизить торговую наценку на пару-тройку товаров для небогатых граждан и компенсировать потери в премиум-сегменте. А вот владелец мелкой лавочки просто постарается не торговать тем, что не приносит прибыли.
В общем, рассчитывать на скорое принятие торгового законопроекта едва ли можно. Больше надежды даже на то, что сельские хозяева опровергнут прогнозы и все-таки увеличат посевы и яровых зерновых.