Практически все мощные государственные судоремонтные заводы, которыми гордился Мурманск, сейчас оказались на грани банкротства. Если предприятия встанут, несколько тысяч человек могут остаться без работы. Корреспондент "РГ" выяснил, в чем заключается проблема и как чиновники пытаются ее решить.
Объем судоремонта в регионе в начале нынешнего года снизился почти на треть. Между тем, судоремонт является старейшей отраслью региональной экономики, а многие местные предприятия были в свое время для областного центра градообразующими.
Специалисты считают, что кризис судоремонта начался после того, как пришло в упадок еще одно старейшее предприятие Мурманска - незамерзающий рыбный порт. Сначала рыбопромысловые и транспортные суда перестали заходить в Мурманск, потом они стали ремонтироваться за границей, а затем - судоремонтные заводы остались без заказов. Финансовый гвоздь в мурманский судоремонт вбил и арбитражный суд. Он постановил, что на ремонт судов не должна распространяться налоговая льгота, которой эти предприятия пользовались.
- Раньше у нас на предприятии работали больше двух тысяч человек, - отметила в беседе с корреспондентом "РГ" председатель профкома одного из мурманских судоремонтных заводов Галина Диденко. - Сейчас числятся 900 человек, а фактически работают чуть больше 500. А ведь мощности предприятия остались прежними, их нужно обслуживать, поэтому один работник у нас порой трудится за двоих-троих.
Кроме того, лучшего оставляют желать и условия работы: людям часто приходится перерабатывать, выходить на работу в выходные и праздничные дни, потому что отсчет срока ремонта судна ведется не в рабочих днях, а в календарных сутках. Сейчас завод выживает за счет военных заказов.
Еще одно государственное судоремонтное предприятие Мурманска видит выход в акционировании и в помощи государственной судостроительной корпорации, членом которой оно является. По словам его профсоюзного лидера Владимира Шешукова, акционирование не должно сказаться на численности работников, которая составляет сейчас примерно 1100 человек. Средняя зарплата на заводе около 13 тысяч рублей в месяц. Люди недовольны такими доходами, но надеются на повышение зарплаты. Которое, впрочем, станет реальностью лишь в одном случае - если удастся обеспечить необходимое количество заказов.
- Наши судоремонтные предприятия сильно отстали от современного уровня, - заметил в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Наталич. Суда становятся все более совершенными, особенно те, которые строятся за рубежом. А оборудование мурманской судоремонтной базы не обновлялось много лет. Конкуренции с аналогичными иностранными предприятиями мурманский судоремонт уже не выдерживает, и преодолеть эту планку сложно. Конечно, много надежд судоремонтники связывают с государственной судостроительной корпорацией, которая сейчас создается.