Громкий политический скандал возник между Белоруссией и США. Минск уже отозвал своего посла в Америке Михаила Хвостова "для консультаций".
И предложил главе американской дипмиссии в Белоруссии Карен Стюарт покинуть страну с той же целью. Но та не согласилась.
Однако в среду Стюарт все же заявила о том, что покидает Белоруссию для "кратковременных консультаций". По ее словам, решение было принято после того, как Минск "повторил свою настойчивую рекомендацию" это сделать.
Как говорится в заявлении белорусского внешнеэкономического ведомства, конфликт был вызван тем, что "США, проигнорировав ранее достигнутые договоренности, нарушили согласованный алгоритм действий по нормализации отношений и ввели дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий концерна "Белнефтехим". Однако представитель белорусского МИД Андрей Попов не разъяснил, какие конкретно экономические меры принял Белый дом и какие договоренности были заключены ранее.
По версии американского посла, эти договоренности касались бывшего кандидата в президенты Александра Козулина, который осужден на пять с половиной лет и которого на Западе считают последним политзаключенным в Белоруссии. По словам заместителя госсекретаря США Дэвида Крамера, "наши надежды на то, что Козулина освободят в феврале, как нам было обещано сначала, или после похорон жены, как говорилось позднее, не оправдались". В результате, по словам чиновника, США отказались от дальнейших переговоров с Минском, до тех пор пока Козулин не выйдет на свободу.
Подробности о расширении экономических санкций после провала переговоров о судьбе Козулина появились на сайте минфина США еще шестого марта. По сути дела это конкретизация принятого еще в ноябре прошлого года решения ввести санкции против белорусского концерна "Белнефтехим". Тогда американский минфин заморозил все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета концерна и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае. Опубликованные "пояснения" несколько расширили применение экономических санкций. Если раньше, считают эксперты, речь шла о представительствах концерна и ряда его зарубежных дочек, то новые меры затрагивают интересы всех белорусских предприятий нефтехимического комплекса с долей государства в 50 и более процентов.
Насколько серьезно это затронет белорусские предприятия, в "Белнефтехиме" пока не комментируют. Однако утверждения некоторых анонимных источников, что в связи с санкциями Белоруссия лишилась миллиарда долларов якобы предназначенного "для реализации белорусских планов в Венесуэле", можно расценить не иначе как фантазии. У Минска, считают независимые экономисты, таких денег нет. А к добыче нефти в Венесуэле страна только приступила. Да и объемы там настолько мизерные, что говорить о миллиардах несерьезно. По словам министра финансов Белоруссии Николая Корбута, убытки от введения прошлогодних санкций со стороны США составили 17 тысяч долларов и никак не повлияли на исполнение бюджета.
Между тем
В свою очередь президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече со студентами госуниверситета назвал попытки заблокировать счета белорусских предприятий не чем иным как "экономическим шантажом со стороны недобросовестных конкурентов, стремящихся не допустить белорусские предприятия на латиноамериканский рынок". В конце прошлого года Лукашенко пригрозил выслать из страны американского посла, который "ходит по оппозиционным тусовкам и подогревает ситуацию, заявляя о возможности экономических санкций".