Экспертиза регионального законодательства, развитие системы защиты прав потребителей - эти и другие мероприятия предусматривает областная программа "Развитие конкуренции на продовольственных рынках", утвержденная указом губернатора.
Сегодня трудно сказать, как будет исполняться этот документ. Но в его актуальности сомневаться не приходится: в Воронеже и в районах области по-прежнему можно найти немало примеров того, как нарушается законодательство, призванное способствовать формированию конкурентной среды.
Для малого и среднего бизнеса настоящей головной болью стало подключение объектов к энергетической инфраструктуре. Речь идет о тех драконовских правилах, которые установили монополисты: предоплату за подключение требуют еще на стадии проектирования. Бывают случаи, когда цена подключения приближается к стоимости самого объекта. На последнем съезде предпринимателей один из его участников рассказал: для того чтобы запустить линию мощностью 50 киловатт в Богучарском районе, необходимо заплатить 163 тысячи рублей. Более того, предприниматель, который по сути является "долевым" инвестором в строительстве энергетической инфраструктуры (трансформаторной подстанции, к примеру), обязан безвозмездно передать энергетикам "добавленную стоимость", созданную на его же деньги. На вопрос "РГ" не являются ли существующие правила грубым нарушением антимонопольного законодательства, руководитель воронежского управления ФАС Владимир Шамрай ответил, что в каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально: "Часто инфраструктурные обременения взимаются на основании документов. Но случается желание "побаловаться" и навесить на предпринимателей необоснованные расходы".
Впрочем, необходимо заметить, что сам по себе ведомственный свод норм и правил отнюдь не является "индульгенцией". Подтверждение тому - опыт самого регионального управления антимонопольной службы. Три года назад контролирующий орган выиграл дело в арбитражном суде, который признал незаконными действия монополиста, установившего штрафы как за недорасход, так и за перерасход электроэнергии. Сегодня, как утверждают предприниматели, на такую же "прогрессивную" схему оплаты перешли газовики.
По словам Владимира Шамрая, его ведомство столкнулось с жесткой позицией суда:
- Нам дали понять, что попытка оштрафовать за подобного рода обременения - это нарушение материального права и превышение полномочий.
Справедливости ради надо сказать, что подобная ситуация с "вхождением в сети" сегодня наблюдается в большинстве российских регионов. Есть, впрочем, надежда, что в ближайшее время она изменится. Разработан блок поправок в федеральное законодательство, которые предусматривают субсидирование затрат на подключение за счет средств федерального и регионального бюджетов. Кроме того, в планах - внесение изменений в Налоговый кодекс, согласно которому стоимость подключения не будет облагаться налогом на прибыль.
С конкурсами и торгами (тоже "двигатели" здоровой конкуренции) на выполнение государственных и муниципальных заказов дело тоже обстоит не лучшим образом. В последние годы прокуратура регулярно фиксирует такое нарушение законодательства, как предоставление земельных участков без конкурса. Или, взять, к примеру, Воронеж: на протяжении нескольких лет мэрия под разными предлогами затягивала проведение конкурса по распределению городских маршрутов. И это, в частности, привело к тому, что городские магистрали заполонили лихие "газели", про которые давно известно, что это один из самых небезопасных видов транспорта. Малогабаритные маршрутки не в состоянии обеспечить перевозку жителей почти миллионного города, зато они вносят внушительную лепту в образование пробок, ставших уже хроническим явлением в областном центре.
В федеральном законе, регламентирующим проведение государственных и муниципальных закупок, есть норма, согласно которой 15 процентов средств, выделяемых на эти цели, должны уходить "в малый бизнес". Но эта квота выполняется далеко не везде и не всегда. В региональной программе "О развитии конкуренции на потребительских рынках" особый акцент как раз таки делается на необходимости ее выполнения.
По словам антимонопольщиков, особенность нынешней ситуации прежде всего в том, что сегодня редкий конкурс, проведенный не по правилам, кулуарно или с "заданными ошибками", недолго остается тайной для заинтересованной общественности или контролирующих органов. "Обиженные" участники конкурсных процедур все чаще ставят в известность о нарушениях ту же ФАС. По словам Владимира Шамрая, в прошлом году в региональное управление поступило около 200 такого рода жалоб, и примерно в 40 процентах случаев они были признаны обоснованными.
Кстати
В конце прошлого года воронежские антимонопольщики провели около двадцати комплексных проверок, одной из основных целей которых было детальное исследование причин осеннего скачка цен. В результате проверяющие выявили 10 фактов нарушения антимонопольного законодательства. Речь главным образом идет о переработчиках молочной продукции, в действиях которых есть признаки так называемого "коллективного доминирования" (понятие закреплено в последней редакции Закона "О защите конкуренции"). Поскольку расследование еще продолжается, сегодня можно говорить лишь о рабочей версии: крупные заводы подняли закупочные цены на молоко, в результате чего мелкие производители вынуждены были уйти с рынка. Если умысел переработчиков будет доказан, то им грозят серьезные штрафы.