14.03.2008 04:20
Власть

Законопроект об Общественной палате Прикамья пока вызывает нарекания

Законопроект об Общественной палате края пока вызывает только нарекания
Текст:  Виталий Водопьянов (Пермь)
Российская газета - Пермский край: №0 (4612)
Читать на сайте RG.RU

Краевые власти наконец-то приступили к созданию Общественной палаты региона. Однако эксперты полагают, что ее полномочия, предлагаемые сейчас, слишком узки и не позволят эффективно воздействовать на работу власти.

Вчера законопроект об Общественной палате Пермского края был представлен на заседании экспертного совета при председателе Законодательного собрания (ЗС). Как отметила начальник управления законотворческой и аналитической деятельности ЗС Зинаида Лукьяненко, попытки создать данный орган предпринимались еще в 2006 году. Однако работа с тех пор была приостановлена и началась опять уже в новом созыве ЗС. Примечательно, что сейчас в краевом парламенте есть сразу два законопроекта о палате. Если один из них практически в неизменном виде сохранился еще с позапрошлого года, то второй был написан совсем недавно.

По словам Зинаиды Лукьяненко, цель Общественной палаты будет состоять в том, чтобы согласовать интересы граждан края, общественных организаций, органов власти и местного самоуправления. Вместе им предстоит обсудить "наиболее важные вопросы социального и экономического развития".

- Общественная палата сможет заниматься проведением публичных слушаний по важным вопросам. Члены палаты получат право участвовать в заседаниях ЗС, правительства, но только с совещательным голосом. В их компетенции и возможность сообщать в органы власти о нарушениях закона, проводить собственную экспертизу документов и вносить предложения по их изменению. Все решения будут носить рекомендательный характер, - сообщила Зинаида Лукьяненко.

Общественной палате надо передать рассмотрение тем, на которые у депутатов не хватает времени

Стоит отметить, что различия двух законов об общественной палате касаются только способа ее формирования. В обоих документах указывается, что созывается специальный оргкомитет из девяти человек - по трое от ЗС и губернатора и еще трое "из числа граждан, имеющих заслуги перед Пермским краем". В первом варианте закона, написанного практически так же, как и на федеральном уровне, численность палаты - 36 человек. Их них 12 должны быть избраны на краевой конференции общественных объединений. Остальных 12 человек назначит губернатор. Во втором варианте уменьшается численность палаты до 24 человек. Также снижается губернаторская квота - 6 членов. Зато появляется 6 человек от ЗС. Категорически не допускаются к формированию палаты политические партии.
Общественные организации же должны иметь один год опыта работы и численность не менее 500 человек. Членом Общественной палаты может стать любой совершеннолетний гражданин, проживающий в Пермском крае. Но самое главное - кандидат в новый орган должен обладать "опытом общественной работы не менее трех лет". Работа палаты будет оплачиваться из бюджета края, а общая сумма составит около одного миллиона рублей в год.

На вчерашнем экспертном совете именно эти пункты вызвали наибольшую дискуссию. Так, прозвучало предложение отказаться от финансирования органа из бюджета и сделать его деятельность "на общественных началах, чтобы не создавать лишней бюрократии". Экспертам показалась странной и расплывчатой формулировка о "гражданах, имеющих особые заслуги", которых привлекают к формированию палаты. Непонятно также, как можно измерить стаж общественной работы.

Судьба обоих законопроектов решится на консультативном совете ЗС. Как отметил спикер парламента Николай Девяткин, возможно, что какой-то из документов примут на ближайшем пленарном заседании в первом чтении, а затем несколько месяцев будет дорабатываться. Однако, скорее всего, оба закона попытаются объединить в один.

Комментарий

Олег Подвинцев, доктор политических наук:

- Создание Общественной палаты уже оправдало себя во многих регионах. Но делать ее только как площадку для обсуждения проблем не стоит, иначе эффект будет небольшой. Палате нужно передать какие-то функции. К примеру, на комитетах ЗС иногда рассматриваются вопросы, которые не вызывают бурных дискуссий, а их обсуждение носит формальный характер. Некоторые темы, которые депутаты в силу своей занятости подробно не изучают, можно отдать Общественной палате. К примеру, распределение грантов или вручение премий. Также полагаю, что создавать палату на общественных началах неправильно. Элементарно нужно помещение для собрания. Многое в деятельности органа зависит от того, будет ли у них собственная аналитика, а на это нужны средства.

Госуправление Пермский край