18.03.2008 02:30
Общество

Андрей Фурсенко: В России максимум 10-15 процентов хороших вузов

Министр Андрей Фурсенко: в России максимум 10-15 процентов хороших вузов
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4614)
Читать на сайте RG.RU

Сколько средств направлено в нацпроект "Образование"? Надо ли открывать новые государственные вузы? Какова доля высококвалифицированных специалистов среди выпускников вузов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с главой минобрнауки Андреем Фурсенко.

Российская газета : Андрей Александрович, нынешняя весна - время активных действий в рамках нацпроекта "Образование". Совсем скоро начнется конкурсный отбор инновационных учреждений начального и среднего профобразования, трех тысяч лучших школ. А сколько всего средств уже направлено за два прошедших года на нацпроект?

Андрей Фурсенко : Около 100 миллиардов рублей из федерального бюджета. Однако можно говорить об удвоении этой суммы за счет региональных бюджетов.

РГ : Как известно, победители среди учреждений профтехобразования получают на два года по 20-30 миллионов рублей, среди школ - по миллиону. Кстати, по итогам двух прошедших в рамках нацпроекта конкурсов регионов обнаружились субъекты РФ, которые не смогли в полной мере реализовать полученные гранты. Какова их судьба?

Фурсенко : Все субъекты РФ - победители этого конкурса вместе с победой взяли на себя определенные обязательства. В результате десять регионов справились с ними нормально. Они сейчас заключают контракты еще на год, продолжают работать.

Еще в одиннадцати регионах выявились различные мелкие проблемы, из-за которых не все удалось выполнить. Поэтому с ними мы заключили условные контракты на полгода, а по результатам полугодия уже решим, продлевать их или нет. И наконец на данный момент есть три региона (Волгоградская, Новгородская и Ивановская области), которые не выполнили в полной мере свои обязательства по введению новой системы оплаты труда. Поэтому конкурсная комиссия решила заключить с ними контракт на полгода, сократив финансирование на 20 процентов. Подчеркну: у каждого из этих регионов есть и свои достижения, есть и объективные причины, почему что-то не получилось. Но здесь мы пошли по прямому и честному пути. Обязательства взяты на определенный срок, подпись под ними есть. Вовремя выполнить не удалось - придется отвечать.

РГ : Рано или поздно все регионы примут участие в конкурсе. А что потом?

Фурсенко : Не надо забывать, что у нас преобразования идут не только в тех регионах, которые участвуют в конкурсах нацпроектов. Модернизация системы образования идет своим чередом и в "неконкурсных" областях. В этом году, например, среди победителей конкурса оказался Пермский край. Регион участвовал в конкурсе и в прошлом году, но не победил. И тем не менее там велась активная работа. И вообще, когда мы смотрели заявки на нынешний конкурс - были приятно удивлены: многие регионы стартовали не с нуля, а уже с довольно серьезными положительными изменениями в системе образования. Поэтому для каких-то перемен участие в конкурсе вообще не обязательно. Но система, которая реализуется регионами-победителями, доказывает свою эффективность и работоспособность. Думаю, так или иначе к 2010 году все регионы России начнут ее реализовывать.

РГ : Многие недавно принятые образовательные законы, такие, как закон о ЕГЭ, об уровнях выс-шего образования, новых стандартах, вступают в силу в 2009-2010 годах. То есть через год нас ждет некий революционный этап в российском образовании?

Фурсенко : Образование - сфера достаточно консервативная. И она должна развиваться без каких-то скачков. Поэтому сейчас мы накапливаем количественные изменения. Это касается и единого государственного экзамена, и вопроса, связанного с изменением новых стандартов. Хочу напомнить, кстати, что впервые в новых стандартах образования зашла речь об условиях получения этого образования. Не только методические основы и базовые представления о том, чему и как учить, но и где учить, на чем учить.

Мы считаем, что изменения будут проходить год за годом. Но, на мой взгляд, ключевым в образовании был 2007 год. Потому что начались системные изменения оплаты труда и условий работы. И на базе более чем двух десятков регионов было показано, что это абсолютно возможно и что это работает. Причем уровень территорий самый разный - от весьма обеспеченных до небогатых.

А в этом году, например, впервые запускается проект школьного питания. Очень важный проект, который позволит изменить нынешнюю систему школьного питания в лучшую сторону. Сегодня в редкой школе предложат ребенку сбалансированное меню. Все чаще сладости и фаст-фуд. Можно бороться с этим простыми жесткими запретительными мерами. Но этого мало - надо предложить альтернативу. Только что прошел конкурс проектов по совершенствованию организации питания в школах. Есть 14 регионов-победителей и в них более 400 тысяч школьников охвачено экспериментом. Это, конечно, не полный охват, но вполне репрезентативная выборка. На 2008 и 2009 годы в федеральном бюджете на эти цели заложено по 500 миллионов рублей.

РГ : С 2009 года заработают новые образовательные стандарты - федеральный закон об этом уже принят. Кто разрабатывал эти стандарты?

Фурсенко : Ведущие вузы страны с участием работодателей. Благодаря тому, что у нас принят закон об участии работодателей в образовании, они получили и формальные возможности участвовать в разработке стандартов, следить за их исполнением. Например, по таким направлениям, как авиация, атомная энергетика, очень активное участие в разработке принимают представители соответствующих предприятий.

Я считаю, что крайне важно и полезно, когда предприниматели сами преподают в вузах: читают лекции, ведут семинары, берут уже не просто студентов, а конкретных людей из своей группы на практику к себе на предприятие. С принятием закона об интеграции образования и науки стало вполне реально, скажем, создавать базовые кафедры компаний в вузах, открывать совместные лаборатории. Но все это может эффективно работать только при непосредственным участии достаточно знаковых фигур из мира бизнеса. И у нас уже есть такие примеры, когда известные бизнесмены всерьез начинают заниматься образованием в том или ином вузе.

Я много говорил с нашими авиаторами. Они очень серьезно относятся к тому, каких специалистов готовят для них, допустим, МАИ, МАТИ, другие авиационные институты. Подготовка устраивает не всегда. То же самое с подготовкой специалистов в области туризма. Недавно был в Сочи, там есть университет туризма и сервиса. Сами понимаете, востребованность в кадрах с такой подготовкой там огромная. Но в хорошо подготовленных по специальности кадрах. Именно ради этого надо приглашать вести лекции и занятия представителей соответствующих сфер. Потому что студентов конкретного отраслевого вуза должны "вести" люди из конкретного, здесь - гостиничного, бизнеса.

РГ : Существует мнение, что в России маловато вузов, в Америке, например, их раза в четыре больше. Вам так не кажется?

Фурсенко : На самом деле это не так. В Америке ненамного больше вузов. К тому же в Америке, например, нет такого понятия, как филиальная сеть, которая есть у нас. И не надо забывать, что Америка большая страна, там население 300 миллионов человек. У нас же - 140 миллионов. Однако что остается фактом: Америка очень выигрывает у нас с точки зрения экспорта образования, привлечения иностранцев.

Я не думаю, что у нас мало вузов. У нас не так много хороших вузов. Думаю, процентов 10-15 максимум. Этот вопрос решается не количеством, а резким улучшением качества. Тут у нас проблема, несомненно, есть. Так же, собственно, как и среди студентов: по-настоящему учатся не более трети, которые пришли в вуз не просто за дипломом, а получить знания и профессию.

РГ : То есть российская экономика получает отдачу лишь в 30 процентов квалифицированных специалистов?

Фурсенко : Высококвалифицированных - да. Плюс еще процентов 30-40 тех, кого можно доучить. Остальные люди реально, по-настоящему, в высшем образовании не нуждаются.

Образование Минобрнауки