Сегодня в двух хозяйствах Одесского района у овец выявлена опасная инфекция - бруцеллез. Признаки заболевания обнаружены и у местного работника фермы. Специалисты предполагают, что источником заражения стали животные, нелегально завезенные из Казахстана.
Инфекция была выявлена при плановом осмотре мелкого рогатого скота ветеринарами района.
- Прежде все пробы на бруцеллез в регионе были отрицательными, - констатирует заместитель начальника отдела Управления Россельхознадзора по Омской области Максим Строкин. - Значит, источник инфекции занесен извне. Сегодня населенные пункты, где обнаружены больные животные, объявлены неблагополучными по бруцеллезу. Весь имеющийся здесь скот будет исследован специалистами и вакцинирован. А это влетит региону в копеечку.
Проблема незаконного ввоза скота из Казахстана, откуда периодически приходит информация о вспышке той или иной опасной инфекции, сегодня актуальна как никогда. Если в 2006 году соседями по границе были предприняты попытки несанкционированно переправить на территорию региона двести голов скота, то в прошлом году - уже 450. Причем это только официальная статистика. Истинного числа незаконных поставок животных не знает никто.
Причина стабильного спроса на казахстанский скот понятна. Корма там дешевле, чем в России, соответственно, дешевле и мясо, в том числе и в живом весе. В среднем разница между ценами, сложившимися в Прииртышье и приграничных регионах соседней республики, достигает пятидесяти-шестидесяти процентов. Не удивительно, что при таком раскладе перекупщикам, специализирующимся на поставках сырья для мясокомбинатов, выгоднее сотрудничать с жителями Казахстана, чем с местными крестьянами. Иностранцы, само собой, тоже в убытке не остаются. Вот и ищут они любые лазейки, чтобы перегнать стадо коров или овец через кордоны. На днях на исилькульском мясокомбинате обнаружена очередная партия свиней "без роду без племени". Как предполагают специалисты Россельхознадзора, на предприятие животные попали нелегально прямиком из Казахстана.
- В приграничных лесах возникают перевалочные базы с шалашами и загонами, - рассказывает госинспектор отдела ветнадзора на границе Управления Россельхознадзора по Омской области Григорий Гардер. - Избегая встреч с пограничниками, животных гонят от одного колка до другого. В случае чего ответ у всех один - пасли скот, заблудились и не заметили, как пересекли рубеж.
По закону, если такие пастухи от границы отошли недалеко и животные выглядят здоровыми, их отправляют назад в Казахстан. Пользуясь столь лояльным отношением, тамошние скотоводы едва ли не ежедневно перегоняют скот через границу.
Впрочем, нередко животные попадают на территорию России и без сопровождения людей. На днях в том же Исилькульском районе обнаружили трех бесхозных лошадей, как выяснилось, родом из соседнего государства.
Во времена Советского Союза такие случаи не были редкостью. С той лишь разницей, что чужие коровы и овцы попадали в страну из Монголии. Тогда действовали четкие правила: перешедших границу животных держали в изоляции на одной из ферм, обследовали на наличие инфекций, вакцинировали и затем, если они здоровы, получив соответствующую компенсацию за содержание, возвращали хозяину. Сегодня закона, в котором было бы четко прописано, как поступать в таких случаях, нет.
В прошлом году совместно с пограничниками и ветеринарами специалисты Россельхознадзора разработали для глав сельских поселений собственные правила. Они одобрены правительством региона, но статуса закона не имеют и носят лишь рекомендательный характер. Значит, соблюдать его селяне не обязаны, что они, в общем-то, и делают.
Впрочем, в практике специалистов есть и другие примеры. Одно из хозяйств Полтавского района почти год содержало стадо казахстанских коров. Животные даже успели дать потомство, когда их судьба разрешилась. Через суд хозяйство добилось компенсации от владельца скота за загубленный урожай (животные вытоптали пашню) и содержание коров. Однако следовать примеру полтавчан сегодня никто не спешит.
А зря, поскольку подобное отношение рано или поздно может выйти боком. В Казахстане свирепствуют ящур, чума, бешенство, бруцеллез, туберкулез. А больному животному бывает достаточно попастись на российских полях, чтобы заразить местное поголовье.
Алексей Харин, начальник отдела ветнадзора на госгранице Управления Россельхознадзора по Омской области:
- Руководство Россельхознадзора вышло с предложением к депутатам областного парламента придать разработанным на местном уровне рекомендациям по "Порядку действий должностных лиц при переходе скота через государственную границу" статус закона. Но пока вопрос остается открытым. Тем временем в региональном минсельхозе принято решение приобрести для приграничных районов электрические изгороди. Они могут выполнять функцию загона для заблудшего скота. Тем самым решится проблема локализации животных, пересекших российско-казахстанскую границу, для проведения обследования. Плюсом подобных изгородей является то, что их можно разместить где угодно. Электроимпульсы, проходящие внутри конструкции, безопасны для животных, но в то же время они не позволяют им выйти из загона. В Европе подобные ограждения широко применяются для выпаса скота.