18.03.2008 01:28
Культура

В Дагестане разработана целевая программа поддержки народного творчества

Текст:  Тимур Алиев (Махачкала)
Российская газета - Юг России: №0 (4614)
Читать на сайте RG.RU

Глава Дагестана Муху Алиев вручил орден Дружбы директору Республиканского дома народного творчества Дагестана Марите Мугадовой. Незадолго до этого она удостоилась премии правительства РФ "за культурно-просветительскую деятельность по сохранению нематериального культурного наследия малочисленных народов Дагестана". Сегодня Марита Мугадова - гость нашей редакции.

Российская газета: Марита Велихановна, мне приходилось слышать, что 131-й закон не самым лучшим образом отразился на работе учреждений культуры.

Марита Мугадова: Я с удовлетворением могу отметить, что в Дагестане удалось сохранить все отделы культуры на местах. Этому предшествовала кропотливая работа - был подготовлен пакет документов, который утвердили в правительстве республики; мы провели ряд семинаров для работников отделов культуры, обратились за поддержкой к главам муниципальных образований. Так как местные главы у нас в основном законопослушные, они прислушались к рекомендациям, тем самым существовавшая вертикаль не разрушилась.

Участвуя в международных фестивалях фольклора и традиционной культуры, я наблюдаю, с какой завистью там относятся к нам. Иностранцы признают, что мы сумели по сей день сохранить свою оригинальную самобытность. К сожалению, мы сами не всегда понимаем, каким богатством обладаем. В прошлом году у нас прошел фестиваль "Поэзия народного костюма". Мы уговорили людей вытащить прабабушкины костюмы из сундуков и привезти их для показа. Среди гостей мероприятия был и Вячеслав Зайцев, который посмотрел на все это и сказал местным модельерам: "Ребята, зачем вы смотрите на Запад? У вас же здесь все есть". И он прав на 100 процентов! Моя знакомая привезла из Италии платье одного известного брэнда. Смотрю, а оно чуть ли не точная копия старинного женского платья даргинцев.

Или другой пример. В ауле Цовкра с незапамятных времен существует традиция хождения по канату. А вы знаете, что канатоходцы не могут ходить на чужих канатах? Что на установку каната надо потратить не менее 20 минут?

А в высокогорном селении Шаитли Цунтинского района в начале февраля проводится удивительный праздник середины зимы - Игби. "Иг" в переводе с дидойского диалекта означает хлеб в форме бублика, а "игби" - это множественная форма этого слова. В село с окрестных гор спускаются "волки", или "боци". Вместе с ними мужчины от 6 до 20 лет с длинным шестом на плечах обходят все село, и каждая хозяйка выносит иг. Заполненный шест выставляют в центре села. Там начинается веселье, танцы, в котором участвуют все персонажи в масках. В разгар веселья приходит хозяин леса Квидили. Это главный герой праздника. Лучших шаитлинцев Квидили одаривает большим ритуальным хлебом. В конце праздника Квидили умирает, чтоб воскреснуть в будущем году. Праздник Игби - это обряд воскресающей и вечно обновляющейся природы. Этому обряду, по мнению ученых-этнографов, около 500 лет.

РГ: Правда ли, что Дагестан - один из немногих регионов России, где активно развиваются семейные ансамбли?

Мугадова: В Шамильском районе республики 18 семейных коллективов, в Сергокалинском - целых 30. Всего по республике более ста семейных творческих союзов. Из года в год мы проводим республиканские праздники "Семья Дагестана", чтобы люди понимали, что семейное творчество - это мало задействованный ресурс воспитания детей. В таких семьях дети с молоком матери впитывают народный дух, учатся понимать и любить народные песни, танцы, музыку.

Недавно на открытии Года семьи выступал ансамбль из Шамильского района. На сцену вышли брат и сестра, которым за 80 лет, им подпели их внуки и правнуки. Всего в этом семейном ансамбле более 50 человек! Каждое их выступление производит настоящий фурор.

РГ: Вы говорите, что в высокоразвитых странах народное творчество почти полностью утрачено. Не боитесь ли вы, что происходящая сейчас глобализация положит конец народным традициям Дагестана?

Мугадова: Такая опасность есть. Некоторые праздники и традиции постепенно уходят в небытие. К сожалению, уже практически перестали отмечать существовавший с давних пор Праздник цветов в Ахтынском районе. В древние времена враждовавшие между собой лезгинские аулы решили покончить с кровопролитием. Весной, когда сама природа звала к миру и счастью, жители сел собрались в местечке Чепер-Сув. Здесь, на поляне, разукрашенной цветами, состоялось примирение. С тех пор каждой весной народ собирался в Чепер-Сув и отмечал праздник дружбы. Главной задачей Праздника цветов было и остается, несомненно, укрепление мира.

РГ: В какой помощи со стороны государства сегодня особо нуждается народное творчество?

Мугадова: К счастью, в последние годы государство стало уделять больше внимания вопросам культуры. В республике разработана целевая программа "Сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана на 2008-2012 годы", которая в настоящее время находится на утверждении. Несомненно, принятие данной программы откроет новые возможности для сохранения фольклора, традиционной культуры народов Дагестана.

Говоря о народном творчестве Дагестана, в первую очередь необходимо создать реестр, где будут описаны народные танцы и музыка. Обязательно должна быть фонотека, в том числе с оригинальными записями старинных народных песен. К сожалению, многое уже безвозвратно утеряно, и сейчас самое главное - сохранить то, что еще осталось. Иначе нам просто нечего будет показать и рассказать своим потомкам. 

Народные промыслы Дагестан Юг России