Вчера в Москве на "круглом столе" политологи и эксперты отчаянно пытались ответить на вопрос, вынесенный в название "круглого стола": "Почему стабильно высок рейтинг партии "Единая Россия"?"
Дискуссия прошла не без участия представителей партии. Руководитель идеологического управления ЦИК "ЕР" Иван Демидов слушал за двоих, а депутат Госдумы Сергей Марков говорил явно за обоих, строго соблюдая партийную дисциплину. Так, вспоминая октябрьский съезд "единороссов", где Владимир Путин дал согласие возглавить список партии на выборах в Думу, Марков заверил слушателей, что в этот момент "ЕР" очень хорошо представляла, как трудно будет ей вплотную подойти к путинскому рейтингу: "Сами лидеры партии аж крякнули от поставленной задачи!" Потом, правда, депутат посидел, подумал, послушал других ораторов и попросил слова для того, чтобы уговорить присутствующих не употреблять слово "крякнули", а что-нибудь вроде "крепко задумались". Тут, в общем, и стало понятно, что обладатель мандата окончательно победил в Сергее Александровиче политолога.
Зато вот относительно задач, стоящих перед партией, участники дискуссии оказались почти едины. Хотя ни один из них не произнес слова "внутрипартийная реформа", было очевидно, что новый рейтинг "Единой России" (56,8 процента по итогам опроса ВЦИОМ 8-9 марта и 62,63 процента - по итогам выборов в законодательные собрания в марте) ставит перед партией проблемы совершенно другого уровня. Для Сергея Маркова, например, таким свидетельством нового этапа в жизни партии было намерение "единороссов" организовать дискуссию вокруг "Стратегии развития страны до 2020 года". "Единая Россия" должна трансформироваться, должна стать достойной Плана Путина", - и Марков полагает, что одним из первых шагов должно быть освобождение партийных рядов от бездеятельных людей (они либо безвредны и тогда "ЕР" не нужны, либо вредят - и тогда распространяют коррупцию). Вторым шагом может стать "мобилизация гражданского общества", и тут Марков предположил, что в партии должна быть представлена наиболее прогрессивная часть общества: "европейски ориентированная бюрократия", "социально ответственный бизнес", "патриотически ориентированный средний класс". Правда, представить себе нарисованную депутатом картину, где "Единая Россия" должна быть одновременно заказчиком модернизации и реализатором модернизации, было очень непросто.
Но если Марков все время смотрел вперед, то другие эксперты были сперва склонны оглянуться. Например, руководитель управления политических исследований ВЦИОМ Степан Львов заметил, что до октября 2007 года "единороссы" пользовались поддержкой не более 50 процентов избирателей, "но 2007 год - это был год "Единой России". Львов считает, что партию поддержали, во-первых, те, кто уверен, что с 2000 года страна стала жить лучше, и, во-вторых, противники хаоса.
"Главный вопрос, стоящий перед "Единой Россией" сейчас, - это не столько подсчет процентов успеха, сколько четкое видение вызовов, которые возникают перед обществом", - полагает зам директора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский. И здесь судьба партии во многом связана с Владимиром Путиным, считает политолог: "Путин видит для себя миссию оставаться лидером национального развития, а "Единая Россия" должна стать институтом этого развития". "Если партия сможет возглавить процесс развития общества, процесс его трансформации, она будет адекватна", - в противном случае, уверен Бадовский, уже через 1-2 электоральных цикла у партии начнутся проблемы.
В свою очередь гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов начал с того, что похвалил "единороссов" за то, что они упорно сопротивляются популизму: удержались от уничтожения Стабфонда, от инициатив по борьбе с коррупцией - "это вряд ли возможно с нынешними правоохранительными органами", от соблазнительных вариантов приращения территории за счет Абхазии или Южной Осетии. Однако сейчас, по мнению Виноградова, партия должна одновременно решить две задачи: привлечь новых лиц (одновременно избавляясь от некоторых скомпрометировавших себя губернаторов) и интегрировать в дискуссию интеллектуалов.
При этом одна из главных проблем партийцев - упреки за недостаточно развитую идеологию - теперь уже может считаться решенной, по мнению гендиректора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова. Однако другая проблема, полагает Хомяков, все еще на повестке дня: "Эта партия является ведомой партией, она не столь самостоятельна". К решению этой задачи, с точки зрения Хомякова, тоже можно приступить только после очищения партийных рядов.
"Партия должна заявить на съезде о поддержке Путина как будущего премьера, - считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, - при этом он будет необычным премьером. Путин - национальный лидер, и это не означает, что он должен будет вступать в партию". Орлов также поддержал мнение Маркова, что при формировании тандема президент - премьер будет очень важно избежать "двое центрия - должен быть двойной центр". Что же до дискуссии о возможности появления партийного правительства, то ее не получилось: никто из экспертов не готов был так далеко зайти в своих предсказаниях.