Вчера на нашу армию обрушился шквал коллективных эмоций. Профильная комиссия Общественной палаты РФ организовала мозговую атаку на самую болезненную проблему военной службы - гибель людей в погонах. Досталось всем: и отцам-командирам за солдатское сиротство, и депутатам за провальное законодательство, и правительству за полунищенские условия жизни служивого люда.
Председатель Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, глава Национальной ассоциации офицеров запаса Александр Каньшин привел убийственную цифру: за три последних года так называемые небоевые потери только в Вооруженных силах составили 2060 человек. Для сравнения - примерно столько солдат служит в развернутом полку полного состава.
Почему люди, чья мужская работа - уберечь жизнь других, теряют собственную голову еще до первого выстрела противника? В известной мере вопрос можно считать риторическим: так всегда было и, к сожалению, будет. У нас "под ружьем" стоит более миллиона человек. Каждый день сотни тысяч из них находятся в зоне повышенного риска - на занятиях и учениях, где задействована мощная боевая техника, при оружии, с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Бывает достаточно маленькой оплошности... Можно вспомнить, например, что на обычных шоссейных дорогах ежегодно гибнет по 30 и более тысяч человек.
Но это слабое утешение для тех, кто идет служить, и для их родителей. По мнению Александра Каньшина, главная причина смертей и травматизма в том, что на службу приходят новобранцы, совершенно не подготовленные к ней ни морально, ни физически, ни в военном отношении. Первый заместитель Главного военного прокурора Александр Мокрицкий подтверждает такой вывод: молодые солдаты получают травмы и гибнут больше всего в начальный период адаптации к армейским условиям. Кстати, в армиях мира этот показатель составляет тоже примерно 50 процентов.
Кто постарше, помнят, что в прежние годы элементарные практические навыки допризывникам прививали в школе, на занятиях по начальной военной подготовке. Потом решили, что надо избавляться от "милитаризованного сознания" и НВП заменили на труднопроизносимый предмет "основы безопасности жизнедеятельности" - ОБЖ. Он предполагает подготовку к военной службе на двух уровнях - базовом и профильном. Но на основном, базовом, мало чему научат. На него отводится лишь 1 час в неделю, более того, решением педсовета он вообще может осваиваться в рамках другого предмета "путем интеграции". Этот путь и ведет юношей кого в лазарет, а кого и в морг.
Военные ученые, которых привлекла к анализу Общественная палата, считают, что надо внести изменения в федеральный компонент базисного учебного плана, обеспечив изучение предмета ОБЖ в 10-м классе по профильному уровню - 2 часа в неделю, всего 110 часов, из них 40 - на сборы по основам военной службы. А в 11-м классе - хотя бы по часу в неделю, за счет регионального и школьного компонентов. Чтобы обсудить эту острую проблему, Общественная палата пригласила к участию в слушаниях и минобрнауки, но никто от них не пришел. "Уже не в первый раз", - констатировал Каньшин и добавил, что намерен обратиться к президенту страны. По его словам, пришла пора возвращать в учебные заведения полноценную начальную военную подготовку.
Другая армейская беда - суициды. Почему люди добровольно сводят счеты с жизнью, не скажет никто. Дело не только в условиях жизни на службе. Скажем, в благополучной Японии в прошлом году лишили себя жизни более 100 военнослужащих, в небедной Америке - 99. Ну а у нас - 316 самоубийств и покушений на самоубийство, из них 224 - в Вооруженных силах.
Самовольная гибель солдат чаще всего связана с издеватель ствами или дедовщиной. Об этом говорят предсмертные записки горемык. Командиры и воспитатели пока не могут одолеть эту армейскую заразу. Есть и такие, кто попросту равнодушен к солдату, не видит в нем такого же гражданина, наделенного всей полнотой прав. А сами солдаты тоже не добиваются, чтобы их права уважали все. По словам члена Общественной палаты, правозащитника Александра Брода, 70 процентов призывников никогда даже не держали в руках Конституцию страны.
Архиепископ Владикавказ ский и Ставропольский Феофан выразил общее мнение, сказав, что общее движение к правовому государству должно вовлечь в свою орбиту и людей в погонах. И солдаты, и офицеры должны одинаково хорошо знать как свои права, так и обязанности. Да и в целом у гражданского общества должны быть, помимо прав, еще и ответственность за свою армию, обязанность помогать ей. Как оно помогает сегодня, наглядно показал Александр Брод. Обращаясь к члену Общественной палаты Василию Лановому, он напомнил о фильме "Офицеры", где знаменитый артист создал прекрасный образ настоящего командира. "Но за прошедшие с тех пор 30 лет наш кинематограф ничего подобного больше не создал", - с грустью сказал правозащитник.