20.03.2008 04:40
Власть

Газеты, радио и ТВ приравняли к стратегическим объектам

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4616)
Читать на сайте RG.RU

Опять газету - перо, образно говоря, - приравняли к штыку.

Вчера думский Комитет по строительству и земельным отношениям, который готовит ко второму чтению законопроект "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", зачислил в список стратегических и радиовещание, и телевидение, и издание газет и журналов, и полиграфию.

Всего в законопроекте теперь названы 42 вида деятельности, куда вход чужеземного капитала строго ограничен. Это выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления, обращение с ядерными веществами и радиоактивными материалами, предоставление услуг в области шифрования информации, производство оружия и торговля им, утилизация боеприпасов, космическая деятельность и многое другое. Законодатели намеревались подтянуть туда еще услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, да испугались вместе с водой выплеснуть ребенка - так ведь россиян вообще можно оставить без Всемирной паутины.

"Сеть живет за счет иностранных инвестиций, ограничив их, мы бы ее просто удушили", - прокомментировал инициативу коллег член думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев (фракция "Справедливая Россия"). Хотя к другим рационализаторским предложениям депутатов, связанным со средствами массовой информации, Пономарев отнесся вполне лояльно. "Я сейчас нахожусь в Соединенных Штатах, - сообщил он "РГ", - и вижу, что подобные ограничения для СМИ в тех случаях, когда дело касается национальной безопасности, национальных интересов, существуют и здесь. Есть они, как я знаю, и в других странах. И никто не протестует". Не будут болезненными, по мнению Пономарева, последствия нового российского закона и для наших газет. Ограничивать иностранное участие в них не придется.

Как уточнил один из авторов поправки в законопроект, председатель думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, стратегическое для национальной безопасности значение издание приобретет - со всеми вытекающими из этого ограничениями - только в том случае, если тираж его отдельного номера не менее одного миллиона экземпляров. И под эту мерку, по словам Шаккума, не подходят ни "Коммерсантъ", ни "Ведомости", ни другие газеты. "Так что свободе прессы ничто не угрожает", - заявил Мартин Шаккум.

В медиасообществе готовы вроде бы разделить его оптимизм. Но один вопрос мешает: почему опять депутаты не захотели выслушать точку зрения профессионалов информационного рынка?

Есть и другие сомнения - как эти ограничения скажутся на независимости российских средств массовой информации, чьи материальные возможности не слишком велики. Ведь вынужденные отказаться от иностранных инвестиций, они будут искать их в России, и в первую очередь у государства.

"Все не так страшно. Не надо паниковать. Весь нынешний глянец, все эти выходящие в России гламурные издания, журналы мод, принадлежащие зарубежным компаниям, останутся",- считает зампредседателя думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Резник. По его мнению, в России достаточно развит рекламный рынок, который не даст умереть с голоду ни федеральному телевидению, ни крупным общероссийским изданиям. А ограничения для наиболее масштабных из них - с миллионным тиражом - вполне объяснимы. Резник вообще считает, что нужно скорее разрабатывать и принимать закон о демонополизации средств массовой информации, "чтобы у СМИ не было никаких хозяев в абсолютном понимании этого слова - ни российских, ни тем более зарубежных". "У нас своя жизнь, - сказал Борис Резник, - и мы должны ее нормально, объективно освещать, без приказа оттуда".

В соответствии с проектом закона иностранная компания, которая намеревается приобрести более 50 процентов акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна обратиться за разрешением на сделку в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный российским правительством.

Если в компании-инвесторе есть доля иностранного государства, то согласовывать необходимо будет покупку более 25 процентов акций. На уже совершенные сделки закон не будет распространяться, но о владении более 5 процентами акций компании, которая имеет стратегическое значения для национальной безопасности России, необходимо будет уведомить все тот же уполномоченный орган.

Госуправление СМИ и соцсети Госдума