21.03.2008 02:00
В мире

Во Франции умерла школьная учительница, просившая дать ей право на эвтаназию

Его не дождалась французская учительница
Текст:  Николай Паклин (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4618)
Читать на сайте RG.RU

Из Франции пришло печальное известие: Шанталь Себир обнаружили мертвой в ее доме.

Последние дни французы следили за судьбой 52-летней матери троих детей, бывшей школьной учительницы, которой высший суд Дижона отказал в праве на эвтаназию. Судьи вынесли вердикт, что "врач не вправе умерщвлять больного". А адвокат Себир Жиль Антонович прокомментировал это решение кратко: "Бесчеловечно".

Восемь долгих лет Шанталь Себир мучилась болями от редкой неизлечимой болезни. У нее постоянно происходили обильные кровоизлияния, изуродовавшие ее лицо и тело. Шансов выжить не было, а жить в постоянных муках у нее не хватало сил. Кончить же жизнь самоубийством она не хотела.

В конце февраля Шанталь Себир обратилась к французским средствам массовой информации помочь ей получить "право на достойную смерть". Эту просьбу поддержала французская Ассоциация за право достойно умереть. В стране разгорелась полемика, уже не первая на эту тему. Многие юристы выступили против эвтаназии, ссылаясь на закон от 2005 года, который, по сути дела, запрещает врачам помогать пациентам умирать. Этот закон был принят парламентом Франции после ожесточенных дебатов.

С одной стороны, эвтаназия избавляет неизлечимо больных от страданий. С другой стороны, есть риск: за беспомощного больного решить его участь могут по каким-либо, в том числе корыстным, причинам его родственники и даже чужие люди. В то же время к эвтаназии как к крайней мере взывают безнадежно больные, находящиеся в твердом уме. Это - их последнее желание.

Нынешний министр иностранных дел Франции, известный врач Бернар Кушнер буквально за несколько часов до смерти Шанталь Себир предложил сделать исключение из закона и разрешить больной эвтаназию. Его поддержала только что назначенная на пост заместителя министра по делам семьи Надин Морано. Со своей стороны, премьер Франции Франсуа Фийон предложил автору запретительного закона, депутату Национального собрания Жану Леонетти еще раз в свете случая с Шанталь Себир оценить этот законодательный акт, продолжающий вызывать споры в стране. Однако депутат по-прежнему стоит на своем: "С человеческой точки зрения понять просьбу больной можно, однако согласиться с ней ни в коем случае нельзя..." Эту точку зрения поддерживают многие французские министры. В их числе - глава министерства здравоохранения Розелин Башло-Наркэн. По их мнению, разрешать эвтаназию не следует.

Не промолчал и президент Франции Николя Саркози. 13 марта Шанталь Себир написала ему письмо с просьбой принять участие в ее судьбе. Глава государства ограничился тем, что попросил своего советника по вопросам медицины Арнольда Мюниша "вступить в контакт с больной". Однако президент не поддержал ее просьбу пересмотреть закон о запрете эвтаназии, хотя не исключил такой возможности в будущем. Тут, наверное, уместно привести цитату из книги Ясмина Резза о Саркози "Заря, вечер или ночь". Автор приводит такое любопытное высказывание президента: "Жизнь принадлежит не тому, кто находится возле кровати больного, а тому, кто страдает". За день до кончины Себир президент принял ее лечащего врача и попросил еще раз проверить, "действительно ли медицина исчерпала все возможности".

Смерть естественным образом закрыла трагическую историю Шанталь Себир. Однако споры вокруг "права на достойную смерть" не только не стихают, но разгораются с новой силой.

Франция