21.03.2008 02:00
В мире

Скандал вокруг немецкого "Центра памяти изгнанных"

Правительство Германии проявило небывалую заботу об изгнанных
Текст:  Сергей Маслов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4618)
Читать на сайте RG.RU

Правительство Ангелы Меркель приняло решение о создании в Берлине документального "Центра памяти изгнанных". По замыслу его организаторов, он должен увековечить память о немцах, изгнанных после Второй мировой войны с территории Польши и Чехии.

Сооружаемый по инициативе действующего в ФРГ Союза изгнанных, Центр будет существовать на казенный счет и организационно относиться к Немецкому историческому музею. Общая стоимость проекта оценивается в 30 миллионов евро.

О каких изгнанных идет речь? После войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции 1945 года с территории Чехословакии местными властями были выселены около трех миллионов этнических немцев, а с западных земель Польши - около четырех миллионов. Их представители создавали в западной части Германии многочисленные организации, землячества, пока наконец не слились большей частью в Союз изгнанных, 50-летие которого как раз отмечалось на минувшей неделе. На торжествах выступила канцлер Германии Ангела Меркель с решительной поддержкой инициативы о создании "зримого знака" в память об изгнанных.

Меж тем отношение к вопросу о создании Центра в Германии далеко не однозначное. И прежде всего потому, что в обществе совершенно по-разному воспринимают сам Союз изгнанных, члены которого постоянно твердят о несправедливостях, пришедших вместе с крахом Третьего рейха, требуют компенсаций, возвращения в покинутые дома. Дискуссия о создании "Центра памяти изгнанных" длится уже семь лет. В свое время под воззванием против его сооружения были собраны подписи более ста представителей творческой интеллигенции, включая Нобелевского лауреата писателя Гюнтера Грасса.

Резко возражал против идеи Союза изгнанных экс-канцлер Герхард Шредер. Он считал, что Берлин - не совсем подходящее место для ее реализации. И не без оснований полагал, что "памятный знак" станет слишком уж односторонним свидетельством явления, вырванного из общего контекста мировой катастрофы. А есть ведь и другая сторона медали. Никто не может оспаривать, что изгнание немцев стало одним из производных политики, проводившейся фашизмом, заявил Шредер, призывая не путать причины со следствием. В то время как сменившая его на посту канцлера Ангела Меркель сегодня с нажимом произносит такие слова, как "культура памяти".

Но наибольшие возражения против сооружения в Берлине "Центра памяти изгнанных" вызваны за рубежом - в Польше и Чехии. В Варшаве многие считают, что Германия предпринимает попытку ревизии итогов минувшей войны. При этом выражается опасение, что в случае осуществления проекта "преступники будут обращены в жертв". Надо сказать, что подобные попытки уже становятся тенденцией, во всяком случае в немецком кино. Альтернативно настроенные немцы не раз предлагали разместить постоянную экспозицию об изгнанных, скажем, во Вроцлаве (бывшем Бреслау).

Поляки со своей стороны предложили создать в Гданьске музей Второй мировой войны с разделом о судьбе изгнанных немцев. Меркель отнеслась к идее благосклонно. Но от строительства "Центра памяти изгнанных" отказываться не стала.

Корреспонденту "РГ" довелось побеседовать на эту тему с правнуком Бисмарка, графом Хайнрихом фон Айнзиделем. Бывший летчик, сбитый под Сталинградом, в своей мюнхенской квартире поделился простой мыслью: "Знаете, в немецком языке, как и в русском, есть одинаковая поговорка: посеешь ветер - пожнешь бурю. А мы посеяли ураган. Так чего же мы хотели?"

Германия