При федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия создан специальный институт экспертов, сотрудники которого обязаны оказывать помощь сыщикам и следователям.
В свою очередь, в правоохранительных органах сформированы подразделения, которые специализируются именно на раскрытиях преступлений, связанных с культурными ценностями.
Раньше было как? Расследует милиционер, скажем, кражу иконы из церкви или картины из музея, а специальных знаний у него, увы, не хватает. Приходится консультироваться у специалистов, которые бесплатно ничего не скажут, да и могут дать не совсем правильную информацию. Случалось и так, когда консультант был лично заинтересован, чтобы следствие пошло по ложному следу. Теперь первые 800 лицензированных экспертов из федеральной службы предоставят правоохранительным органам любые сведения в рамках своей компетенции.
Первые результаты такого сотрудничества уже есть: за последнее время из-за рубежа возвращены свыше трехсот предметов искусства и культуры. А всего за семь лет в Россию из 25 стран вернулось пять тысяч таких ценностей.
Исполняющий должность заместителя начальника Следственного комитета при МВД Юрий Алексеев рассказал, что вложение средств в антиквариат по-прежнему остается для криминала одним из самых привлекательных способов легализации преступных доходов. Скупаются картины, иконы, скульптуры, статуэтки, ювелирные изделия, марки, открытки, ордена, документы, дневники знаменитостей и многое другое. Причем нередко эти ценности оказываются похищенными из государственных музеев, частных коллекций или действующих храмов. В стране свыше 1,6 тысячи музеев, в которых хранится 80 миллионов ценностей, подавляющее большинство которых - предметы искусства федерального значения. В прошлом году было зарегистрировано свыше полутора тысяч хищений этих предметов.
Сложность заключается в том, что зачастую сам факт пропажи всплывает только тогда, когда ценность вдруг обнаруживают на аукционе или рынке. Ведь в основном воруют из хранилищ, архивов, музейных запасников, причем нередко похитителями оказываются сами служащие музея. Достаточно вспомнить кражу 221 музейного экспоната из фонда драгоценных металлов и камней в Государственном Эрмитаже, которую совершила одна из сотрудниц.
Пока удается раскрыть только половину таких краж, да и то спустя минимум пять лет.
Недавний пример - крупная кража из Знаменского кафедрального собора Курска. В прошлом году из храма пропала особо почитаемая верующими икона Божией Матери "Знамение" Курская Коренная. Ее похитил некто Ирицян, устроившийся в храм работником в трапезную. Он подсыпал снотворного электрику и охраннику и ночью украл икону. Поймали его на железнодорожном вокзале благодаря камерам видеонаблюдения - преступник покупал билеты в Орел. Оказалось, что он не так давно сбежал из исправительно-трудовой колонии в Белоруссии, подделал паспорт. Вор осужден на семь с половиной лет лишения свободы, а икона "Знамение" вернулась в кафедральный собор.
Таких примеров в Следственном комитете привели немало. Есть удивительные случаи: в одном из музеев работает служащий, который был осужден за кражу картины Айвазовского из... этого же музея.