21.03.2008 02:20
Общество

Как директор ФМС обучал подчиненных демократии

Как директор ФМС попытался подчиненных демократии обучить
Текст:  Лидия Графова (Председатель исполкома "Форума переселенческих организаций", член Общественного совета при ФМС России)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4618)
Читать на сайте RG.RU

Заранее было известно, что заставить чиновников, тем более чиновников в погонах, сотрудничать с общественными организациями - дело трудное, если не безнадежное. Однако...

Идею выдвинул Общественный совет, работающий при ФМС. Поскольку миграционная ситуация в стране все усложняется, совет рекомендовал директору службы, генерал-полковнику Ромодановскому издать приказ о создании по всей России региональных общественно-консультативных советов.

Приказ стал тестом

18.07.2007 года вышел приказ К. Ромодановского за номером 150. Он был разослан во все 84 территориальных органа, называемых сегодня УФМС. К нему было приложено типовое положение об общественно-консультативных советах. Среди их задач были такие:

"...доброжелательный прием и обустройство возвращающихся соотечественников;

содействие регуляризации положения мигрантов, не имеющих никакого правового статуса (это та самая "иммиграционная амнистия", о необходимости которой не раз писала "РГ". - Л.Г.);

содействие формированию в РФ цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции..."

Трудно переоценить значимость этого приказа. Ведь проблема миграции пока еще находится в ведении МВД, хотя включает в себя все стороны человеческой жизни и является, конечно, социальной, а не полицейской.

Изучение рапортов, пришедших из регионов, оказалось занятием увлекательным. Никто из начальников УФМС, конечно, не осмелился бы признаться: "Да я этих правозащитников и на порог не пущу" (а в жизни - знаю не понаслышке - такое случается). И как же при таком менталитете выполнишь необычный приказ? Впрочем, способ известен - достаточно бодро отрапортовать.

Все 84 УФМС уже в августе отчитались: советы созданы. Прислали в Москву списочный состав. Читаешь эти списки, и порой кажется, что рапортующие просто пошутили. В общественники зачислены гендиректоры коммерческих фирм, сотрудники торгово-промышленных палат, начальники соседних ведомств, изредка - депутаты... В одном рапорте даже вице-губернатор мелькнул.

Председателями советов большинство начальников УФМС назначили себя. Некоторые "создали" совет из своих сотрудников - милиционеров. В общем, конфуз. Пришлось руководству Правового управления ФМС звонить в регионы и объяснять начальникам, как детям: совет потому и называется общественным, что...

Дисциплина в ФМС военная, регионы оперативно прислали другие списки. Там и ректоры вузов, и члены общественных палат, и руководители национальных диаспор. Есть даже такая экзотика: "Ассоциация граждан Индии".

А вот известных переселенческих лидеров я не обнаружила ни в списках С.-Петербурга, ни в списках Калининграда, Ставрополя, Владимира, Татарстана... Хотя там работают самые стойкие организации переселенцев, ухитряются выживать без всяких грантов. И сегодня их опыт, как никогда, ценен - в связи с программой добровольного переселения. Но как раз они-то оказались лишними.

Неужели замкнутый круг?

Известно, что в Америке о мигрантах заботится около тысячи общественных организаций. Они финансируются, между прочим, из госбюджета. Да и в других западных странах давно поняли, что государству выгодно привлекать общественников. Это и дешевле, и освобождает чиновников от непредсказуемого множества житейских проблем, которые возникают у человека на новом месте.

Но что сравнивать, там у миграционных служб совсем другие задачи. А мы говорим-говорим, что необходима новая миграционная политика, привлекательная для соотечественников, а каждый из них на пути к гражданству попадает в такую густую и липкую паутину запретов и тайных инструкций, что выпутаться из нее можно только путем взятки. Если коррупция, как раковая опухоль, разрастается сегодня во всех сферах нашей жизни, может ли миграция быть исключением?

Так не наивность ли это - приказывать чиновникам сотрудничать с общественными организациями, которые по сути своей призваны бороться с коррупцией?

Но что же делать? Неужели сложа руки ждать, пока заработает еще не принятый закон о коррупции и миграционные чиновники будут вынуждены изменить свой репрессивный менталитет? ("Этот менталитет - моя головная боль, с нею встаю по утрам, с нею ложусь", - признался мне в одном интервью Ромодановский). Но это сколько лет ждать? А для бесправного мигранта каждый день барахтанья в паутине - жестокая мука.

Враждуя, не поможешь

И все-таки не напрасной оказалась попытка генерала (он, Константин Олегович, вовсе не наивный человек) внедрить демократию приказным путем.

Девять УФМС решились пригласить в советы лидеров переселенческих организаций, и там уже сейчас видно, что сотрудничество приносит пользу как мигрантам, так и самой миграционной службе. Это Башкортостан (здесь переселенец даже избран председателем совета), Белгородская область, Волгоград, Воронеж, Дагестан, Московская область, Свердловская область, Смоленск, Пенза.

Оказывается, один-единственный человек, переселенческий лидер, ставший экспертом-практиком в миграции, может вдохновить своим энтузиазмом всех других членов совета. И когда люди поверят, что миграция действительно благо, а не обуза для региона, им станет интересно и важно участвовать в делах, которые еще недавно были чужими.

Обычно общественные организации начинают с противостояния властям. Это неизбежно: обида на немилосердное к мигрантам государство выливается на головы конкретных чиновников. Осознание, что и сами чиновники - тоже отчасти жертвы противоречивых законов и человеконенавистнических инструкций, приходит с опытом. А настоящая взрослость наступает, когда лидер научится, сохраняя достоинство, идти на компромиссы, смирять свои амбиции ради того, чтобы реально помочь мигрантам. Враждуя с чиновником, толку, увы, не добьешься.

Успехи уже есть

Хочу привести несколько радующих примеров. Вот в Башкортостане переселенцы строят компактное поселение на окраине Уфы. Как удалось получить такой элитный участок? А дело в том, что лидер переселенцев, коммуникабельный Дмитрий Погорельский (это он возглавляет сейчас общественный совет республики) во время одного приема в швейцарском посольстве сумел так описать послу красоты Башкортостана, что посол пообещал приехать в гости. И действительно приехал, и не один - привез группу бизнесменов, у которых начались деловые контакты с местными предпринимателями. А потом швейцарское правительство выделило солидную сумму на инфраструктуру переселенческого поселка.

Общественный совет республики проводит мониторинг социально-экономической адаптации мигрантов, готовит конференцию о программе добровольного переселения - в Уфу будут приглашены журналисты и общественные организации из стран СНГ.

Первые шаги к сотрудничеству делают, конечно, общественные организации. Не сразу у них получается. Вот у переселенцев "Уральского дома" (лидер этой организации Леонид Гришин избран теперь заместителем председателя совета Свердловской области) не ладились отношения с новым начальником УФМС. Переселенцы приезжали с предложениями из своего города Заречного, а полковнику всегда было некогда. ("Да мы и без ваших советов все знаем".) Так было до тех пор, пока уральские газеты и ТВ не прославили эту небольшую организацию, сумевшую привлечь в дальние села области четыре десятка врачей и учителей из СНГ. В глубинке такие кадры позарез нужны. И хотя большинство специалистов приезжали как трудовые мигранты, но благодаря заботе общественников решались остаться насовсем. Получается, "Уральский дом" без помпы, без бюрократических заморочек уже реализует ту знаменитую программу добровольного переселения, областной проект которой до сих пор еще не утвержден. А в Нижнем Новгороде совет обсуждает, как применить новую технологию строительства быстровозводимого дешевого жилья не только для переселенцев, но и для военнослужащих, и для местных. Собираются поддержать предложения вузов о приглашении на учебу (с последующим трудоустройством в России) молодежи из СНГ. Проводят выездные заседания совета в проблемных районах области.

Сомнения и надежды

Неожиданностью стало для меня знакомство с материалами из Приморья. Там, на Дальнем Востоке, нет ни одной переселенческой организации, о чем наш "Форум переселенческих организаций" всегда сожалел. И вдруг теперь в планах Приморья читаю:

"...организовать социально-адаптационный центр, в котором производилось бы временное размещение мигрантов, и весь комплекс социальной помощи вновь прибывающим;

... организовать курсы профессиональной подготовки, курсы обучения навыкам русского языка и правилам российского общежития..."

Поразительное дело: в Приморье планируют делать точно то, что в свое время уже делали или собирались сделать переселенческие организации в других регионах России. Что ж, если идеи носятся в воздухе, значит, это жизненные идеи. Но ведь нет в Приморье общественной организации, кто же будет эти планы воплощать?

Оказалось, Приморский совет возглавляет давно знакомый мне Пушкарев, бывший руководитель здешней миграционной службы, он ее создавал, а когда миграцию передали в милицию, ушел преподавать в вуз. Но душа у него за родное дело болит. Собирать общественный совет Пушкарев начал, оказывается, задолго до выхода приказа.

Кстати, не только в Приморье, но и в ряде других регионов в советы входят ветераны миграционной службы. Те, что без погон. С другим, еще не забытым гуманитарным опытом. Это, конечно, здорово. Но будем реалистами: разве могут эти верные ветераны и эти "пилотные" советы противостоять стихии мздоимства и цинизма, когда трагедия мигрантов стала таким доходным бизнесом и для милиции, и для полчищ посредников, и для бурно нарождающихся якобы общественных организаций, которые, не успев ничего сделать, устраивают пышные себя-презентации в дорогих отелях?

Сегодня в связи с предстоящей административной реформой ходят слухи, что ФМС станет самостоятельным ведомством, независимым от МВД. Рано или поздно это произойдет, демографический кризис и интересы экономики требуют, чтобы призывы к новой, привлекательной для соотечественников миграционной политике претворялись в жизнь. Но кто будет реализовывать эту политику, если многотысячный состав ФМС - это в основном сотрудники милиции с соответствующим менталитетом? Заколдованный круг?

И все-таки хочется верить, что именно сотрудничество с настоящими общественными организациями станет той точкой опоры, которая поможет руководству ФМС реально влиять на "неподдающийся" менталитет сотрудников, реформироваться изнутри...

Если инициативы советов заботливо поддерживать (в том числе финансами), если подключить административный ресурс к пропаганде их успехов, разве не потеплеет миграционный климат в стране? Да те же рапортовавшие для "галочки" (сегодня они, допускаю, искренне не понимают, зачем им какие-то советы) разве не позавидуют тогда успеху своих коллег? Да как только увидят они, что сотрудничество - дело выгодное, бегом побегут искать по области общественные организации и социально ответственный бизнес.

Миграция МВД