21.03.2008 00:00
Общество

Борьба за чистый воздух в городах Саратовской области приносит первые результаты

В области взят курс на перевод автотранспорта на газовое топливо
Текст:  Маргарита Спиричева (Саратов)
Российская газета - Средняя Волга: Саратов: №0 (4618)
Читать на сайте RG.RU

Правительство области приступило к разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферу частного автопарка.
 
По данным Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, наиболее загрязнен воздух на магистралях Саратова. Причем наибольший рост загрязнения в прошлом году наблюдался с мая по сентябрь: именно в это время растет поток автотранспорта на улицах города, проводятся масштабные работы по ремонту коммуникаций и дорожного покрытия. Да и сама жаркая и маловетреная погода способствует образованию смога. Однако если справиться с погодой не в наших силах, то на выхлопы автомобилей повлиять вполне можно.

В области началась подготовка к операции "Чистый воздух - 2008". В теплое время года ГИБДД усилит контроль над экологическими параметрами автотранспорта.

В прошлом году в рамках операции "Чистый воздух" уже проводились проверки автотранспортных предприятий и других структур, эксплуатирующих автомобили. Как рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования области Валерий Белов, тогда было обследовано более четырех тысяч машин, в результате было выявлено 762 нарушения, запрещена эксплуатация почти 300 единиц автотранспорта.

Среди наиболее популярных путей борьбы за чистоту воздуха - оснащение автомобилей газовыми катализаторами, модернизация и реорганизация дорожной сети, контроль качества топлива. Наиболее эффективна, по мнению специалистов, замена бензина "голубым" топливом. Как рассказал на совещании в правительстве области Кирилл Горшенин, заместитель министра промышленности и энергетики области, в прошлом году уже был начат перевод части транспорта и сельскохозяйственной техники на природный газ. Дело в том, что это еще и экономически выгодно: есть решение правительства РФ, по которому такой газ должен стоить дешевле бензина Аи-80.

На соответствующую целевую программу в областном бюджете заложено 270 миллионов рублей на три года. Эти деньги пойдут на строительство сети газозаправочных станций и перевод автотранспорта на новый вид топлива. Осуществить намеченное пока мешает низкая распространенность АГЗС. Причем сеть не развита как для сжиженного углеводородного, так и для сжатого природного газа. Например, в Саратовской области имеется только шесть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций: две (наиболее мощные) в Саратове, по одной в Петровске, Балашове, Александровом Гае и Екатериновке.

Однако использованию газа мешает и сложившаяся структура автомобильного транспорта. По данным ГИБДД, в Саратовской области зарегистрировано порядка 600 тысяч автомобилей, из которых 81 процент - легковые, 17 - грузовые и 2 - автобусы. По словам заместителя министра по развитию  транспортного комплекса Василия Разделкина, на регулярных автобусных маршрутах на сжиженном газе работает около 1700 единиц техники. В государственных автотранспортных предприятиях сжиженный газ используют 38 процентов автобусов, частные автобусы тоже уже переведены на этот вид топлива. Чего нельзя сказать о грузовом частном транспорте, который составляет почти 90 процентов всего грузового автопарка. И именно он в основном и загрязняет атмосферу.

Однако кардинально решить проблему область не в силах: для этого необходимо организовать выпуск газобаллонных систем для автомобилей непосредственно на заводах. Как утверждает Василий Разделкин, автомобили, которые оборудуются катализаторами не в заводских условиях, порой не соответствуют действующим нормативам. Поэтому акцент делается именно на строительстве АГЗС.

На экологическую ситуацию в крупных населенных пунктах влияет и организация дорожного движения. С помощью модернизации автоматизированной системы управления светофорами предполагается на 40 процентов сократить число непреднамеренных остановок транспортных средств и на 25 процентов снизить уровень загазованности и шума на перекрестках в больших городах. Однако для достижения этой цели в рамках областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2007-2009 годы" еще предстоит изыскать в областном бюджете на второй и третий квартал этого года 12 миллионов рублей.

Специалисты считают, что операция "Чистый воздух" дала неплохие результаты. Несмотря на рост частного автопарка в крупнейших городах, удалось добиться снижения индекса загрязнения атмосферы: в Саратове он снизился с 30,7  в сентябре 2006 года до 23 в сентябре 2007-го, в Балаково - с 23,8 до 19 соответственно. Впрочем, если Балаково и Энгельс назывались в числе лидеров борьбы за чистый воздух, то областной центр в компании нескольких районов числится в "двоечниках".

Комментарий

Валерий Белов, председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования области:

- Возможность дышать чистым воздухом есть далеко не у всех. Для жителей Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, а порой и небольших сел, расположенных рядом с крупными трассами и индустриальными объектами, это уже превращается в роскошь. В Саратовской области в воздух в год выбрасывается по 150 килограммов отравляющих веществ на каждого жителя области. Ждать изменения общей ситуации придется очень долго. Многое можно сделать своими силами, на местном уровне.

Экология Саратовская область Средняя Волга