22.03.2008 04:25
Общество

Столица ЕС станет мусульманским городом через 20 лет

Через двадцать лет столица Евросоюза может стать мусульманским городом
Текст:  Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4619)
Читать на сайте RG.RU

Женщины в чадрах, звуки намаза, купола мечетей... По мнению ученых, через каких-то 15-20 лет именно так будет выглядеть не только Стамбул или Эр-Рияд, но и Брюссель - официальная столица Евросоюза.

Данные социологического исследования, опубликованного в бельгийской газете "Либр Бельжик", свидетельствуют о том, что уже в обозримом будущем среди жителей Брюсселя станут преобладать мусульмане. В то время как представителям традиционной для страны католической конфессии придется довольствоваться статусом религиозного меньшинства.

По мнению Оливье Сервэ, сотрудника Католического университета Лувана, причина кроется в демографических факторах. В семьях иммигрантов из стран арабского востока рождается в несколько раз больше детей, чем у представителей "коренного" населения Бельгии. Тем, кто сомневается в правильности подсчетов, Сервэ предлагает обратить внимание на следующий факт. Начиная с 2001 года самым популярным именем для родившихся в Брюсселе мальчиков остается имя Мохаммед.

По данным на 2005 год, в Бельгии жили 450 тысяч мусульман при общей численности населения 10 миллионов человек. Причем за десять лет, начиная с 1995 года, исламская община в этой стране увеличилась почти в два раза.

Впрочем, реальную численность мусульман в Европе определить очень сложно, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками там обитают миллионы нелегалов. По разным подсчетам, на европейском континенте сейчас проживают от 15 до 24 миллионов адептов исламской религии. Эксперты предсказывают, что к 2015 году их численность удвоится, благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока, с которой пока не слишком успешно борются власти европейских стран.

Наиболее крупные общины выходцев из исламских стран существуют в Германии, Франции и Великобритании. Отчасти это связано с тем, что две последние страны до недавнего времени предоставляли жителям своих бывших колоний привилегии на въезд.

По самым скромным подсчетам, число мусульман во Франции составляет порядка пяти миллионов человек. В Германии немало выходцев из Турции - около трех миллионов. Наконец, в Британии численность мусульман оценивается в 1,5-1,8 миллиона.

Диаспоры растут во всех странах, от Норвегии до Испании. При этом "коренных" европейцев не слишком радует перспектива оказаться в меньшинстве у себя на родине. Во многих государствах ЕС набирают вес ультраправые политические партии.

Конфликты христианской и мусульманской общин нередко провоцируются исламскими проповедниками-экстремистами, которые приезжают с Ближнего Востока, чтобы наставить своих прихожан на "путь истинный". Результатом их деятельности становится лютая ненависть молодых мусульман к своим соотечественникам-христианам, а иногда и террористические акты, подобные произошедшим в Британии в 2005 году.

Впрочем, этой проблемой уже озаботились власти Саудовской Аравии. Как стало известно, они намерены при помощи специальных курсов обучить религиозной терпимости около 40 тысяч своих имамов. Священнослужителей этой мусульманской страны не раз обвиняли в том, что они призывают молодежь присоединиться к глобальному джихаду и прививают ненависть к представителям других религий.

За последние несколько лет около тысячи имамов, которые проповедовали преимущественно в странах Европы, были уволены и вернулись на родину. Чтобы как-то исправить ситуацию, власти Саудовской Аравии решили организовать для них особое обучение. Поэтому можно ожидать, что в ближайшее время Европу ожидает наплыв священнослужителей "новой формации". Готовых распространять свою веру более политкорректно, но не менее активно.

комментарий

Отец Владимир,

православный священник:

- Сосуществование мусульман и христиан в одном государстве является очень тонким вопросом. Представьте себе, что большое количество христиан начинает жить, например, в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах.

Они начинают компактно селиться, не интегрируясь в жизнь этих стран. Строят церкви выше, чем мечети, и так далее. Будет понятно, что коренные жители этих мусульманских стран будут как минимум обеспокоены этим обстоятельством.

Прежде всего должны быть выработаны некоторые правила, связанные с проблемами интеграции приезжих в систему культуры и жизни той страны, где коренное население исповедует другую религию.

Это проблема миграционных властей. Они должны эти правила обдумать так, чтобы не ущемлять права меньшинств. Посмотрите, что произошло в Косово, когда меньшинство переросло в большинство и откусило кусок территории у Сербии. Государства не должны позволять, чтобы возникала такая ситуация. Независимо от того, Европа это, Азия или Африка.

Мы с пониманием относимся к этой проблеме. Мусульмане должны иметь места для своей молитвы. Но мы их просим о таком же понимании, когда речь идет о христианах.

В царской России никогда не ущемлялась ни одна религия. Наши православные императоры давали деньги на строительство мечетей. Многие имамы были приближенными наших царей. В России существует традиция бесконфликтного существования религий и наций.

К сожалению, XX век внес свои трудные моменты, которые накладываются на взаимоотношения мусульман и христиан сегодня. Конечно, всякое бывает. Но мы можем сказать, что в России существует равновесие между мусульманами и христианами. Есть здоровые силы, которые понимают все эти процессы в их сложности и тонкостях.

Подготовил

Александр Саможнев

Религия Бельгия