22.03.2008 06:00
Общество

Руководитель Театра им. Комиссаржевской Виктор Новиков отмечает юбилей

Руководитель Театра им. Комиссаржевской отмечает 65 лет
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4619)
Читать на сайте RG.RU

Ровно 40 лет назад в одном из самых знаменитых театров Ленинграда-Петербурга - Театре им. В.Ф. Комиссаржевской начал свою работу Виктор Новиков, его нынешний художественный руководитель. Окончив театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, он долгие годы работал завлитом, литературным руководителем театра. В 1992 году, едва ли не первый в нашей стране, Виктор Новиков - не режиссер, но продюсер, менеджер театрального дела - стал художественным руководителем.

Накануне своего юбилея он ответил на вопросы корреспондента "РГ":

Российская газета: Чем стал близок и дорог вам Театр им. Комиссаржевской, когда вы в него пришли?

Виктор Новиков: Мне очень повезло, я попал в Театр Комиссаржевской в очень интересное время. Главным художником театра был Эдуард Кочергин. Тогда в него пришли молодые режиссеры, только что окончившие курс Товстоногова-Агамирзяна: Кама Гинкас и Валдас Линцевичус. Григорий Горин принес "Забыть Герострата" - это была его первая пьеса, поставленная в театре вообще. Рубен Сергеевич Агамирзян начал ставить трилогию А.К. Толстого. Театр ездил на гастроли на два-три месяца и зарабатывал деньги, на которые потом какое-то время существовал.

РГ: Что представляла собой миссия литературного помощника главного режиссера - завлита?

Новиков: В год я читал 400-500 пьес, знакомился с драматургами, со многими подружился. В те годы, как и сейчас, было не так много хороших современных авторов: Горин, Друцэ, Розов, Шатров отдавали свои пьесы в наш театр. Появились молодые драматурги Александр Галин, Алла Соколова, Семен Злотников, и я их показывал Агамирзяну. С некоторыми из них состоялось - например, "Ретро" Александра Галина и инсценировка Семена Злотникова по мотивам романа Р. Мерля "Смерть - мое ремесло" шли на сцене театра. Я привел в театр Булата Окуджаву, чтобы поставить спектакль по одному из его романов, но не получилось. Профессия завлита очень ценилась. Многие актеры подходили и советовались. И для главного режиссера было важно мнение завлита, так как существовал альянс двух людей.

РГ: Кем вы чувствуете себя теперь - крупным менеджером или по-прежнему завлитом?

Новиков: Я по-прежнему много читаю, ищу что-нибудь интересное для театра. Иногда случается так, что я приглашаю режиссера специально для постановки определенной пьесы, которую выбрал. Сорок лет назад я открыл в себе ген завлитства, который, видимо, останется во мне навсегда.

РГ: Расскажите, как вы возглавили Театр им. Комиссаржевской?

Новиков: Все изменилось в 1991 году, когда умер Рубен Сергеевич. Это было очень сложное время не только для нашего театра, вообще для всех. Владимиров, Товстоногов, Агамирзян очень трудно переживали этот период. Вскоре их всех не стало. После ухода Рубена Агамирзяна труппа решила, что я могу быть художественным руководителем Театра Комиссаржевской. Они не хотели чужака. Непонятно, какой человек мог прийти, заново начать выстраивать свою историю. Я, соглашаясь на эту роль, не представлял всех проблем, которые впоследствии возникли.

РГ: Вы возглавили театр, когда менялась вся жизнь, и в том числе система организации театра. Что именно это означало для вас и вашего театра?

Новиков: Я не режиссер и никогда не рвался им быть. Это не моя профессия. До 1991 года главный режиссер был мощной номенклатурной фигурой. Каждый из них обладал необыкновенной властью над людьми, которая, конечно же, сопрягалась с огромной ответственностью. Но в то же время они добивались и определенных жизненных благ. На это были способны только наиболее сильные. А в мое время руководство театром не сулило каких-либо благ, только ответственность. Мне очень хотелось сохранить театр-дом в том виде, каким он был при Агамирзяне. Но время диктует свои законы, и теперь для многих такая модель кажется устаревшей. На мой взгляд, должны быть разные типы театров. Каким-то режиссерам нужен свой театр. Каме Гинкасу свой театр не нужен, а Генриетте Яновской, Петру Фоменко, Льву Додину нужен. Сегодня уже мало кто хочет быть главным режиссером: отвечать необходимо за многое и многих, а экономически получается невыгодно. Намного комфортнее работать по договорам, выезжать в разные города, ставить спектакли, зарабатывать большие деньги и не нести никакой ответственности. Я пытаюсь сохранять дом в новых, мало к тому приспособленных обстоятельствах жизни.

Образ жизни Театр