В ведомстве Сергея Степашина бьют тревогу. Задолженность частного сектора перед кредиторами растет. По данным Счетной палаты, она достигла суммы 430 миллиардов долларов.
Высказывают свои опасения по росту внешней задолженности частного сектора и в Совете Федерации.
Сенаторы предложили Центробанку принять неотложные меры по расширению масштабов кредитования и предоставления банкам дополнительных ресурсов. В частности, рекомендовано снизить нормы обязательного резервирования и расширить список залога, под который ЦБ рефинансирует банки. Центробанк в этой ситуации переносит акцент на процентную политику, так как повышение ставок по кредитам приведет к охлаждению спроса на деньги.
В текущем году российский частный сектор должен погасить долги на сумму 111 миллиардов долларов, включая проценты по ним. Из них на долю банков ложится около 38 миллиардов долларов, остальное - это долги российских предприятий. Пик платежей в 36 миллиардов долларов приходится на первый квартал и, в частности, на март месяц.
Пока из-за ипотечного кризиса доступ к зарубежным кредитам, необходимым для перекредитования, ограничен. Власти предлагают воспользоваться внутренними возможностями. Предложений много. Это и введение льгот по налогу на прибыль для банков, инвестирующих в собственный капитал, и участие банков в аукционах по размещению бюджетных средств на счетах для того, чтобы они могли кредитовать бизнес. К слову, минфин обещал, что первые аукционы по допуску банков к средствам казны должны пройти уже в марте этого года. Предполагается, что счастливчиков, кому перепадут средства казны, может оказаться где-то 20 - 30. Речь, правда, идет не о всех бюджетных средствах, а только о временно свободных, размещенных на счетах Федерального казначейства.
В свою очередь Центробанк решил пойти практически по пути минфина, передав функции управления золотовалютными резервами частным управляющим компаниям. В частности, в интервью газете "Время новостей" первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев пояснил, что считает нормальной практику аутсоринга, при которой приглашаются управляющие, которым доверяют в управление определенную часть инвестпортфеля. Но вся их деятельность, подчеркнул Улюкаев, будет проходить под контролем со стороны минфина и ЦБ.
Что касается точки зрения минфина по вопросу роста внешней задолженности частного сектора, то, похоже, чиновники ведомства не разделяют опасений своих коллег.
В минфине считают, что ситуация с внешними корпоративными займами абсолютно управляемая. "Уровень накопленных резервов", - сказал директор долгового департамента минфина Константин Вышковский. Другими словами, чиновник мягко намекнул, что финансовых резервов, которые находятся в запасе страны, должно хватить, если вдруг придется "прикрывать" от кредиторов частные корпорации с долей участия государства. Правда, чиновники не раз говорили, что за долги компаний даже с долей госучастия государство платить не намерено. Однако на деле может оказаться иначе.
Одновременно минфин отрапортовал о снижении внешнего госдолга на 13,7 процента - до 44,9 миллиарда долларов. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба на 1 января 2008 года составила 1,8 миллиарда долларов. Правда, в январе-феврале эти суммы были переоформлены в государственные облигации со сроками погашения в 2020 и 2030 годах. Долг странам, не вошедшим в это объединение, равнялся 2,2 миллиарда долларов. Международным финансовым организациям страна должна 5 миллиардов долларов. А задолженность по евробондам на 1 января составляла 28,6 миллиарда долларов.