25.03.2008 03:00
Общество

Чиновники не могут решить судьбу малокомплектных школ

Сельские ученики стали заложниками безразличия чиновников
Текст:  Марина Бровкина (Ростовская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4620)
Читать на сайте RG.RU

Закрывать малокомплектные школы или нет? Чиновники и учителя спорят до хрипоты, а однозначного мнения так и нет.

Одни утверждают, что качество образования там невысокое: как правило, один или два учителя вынуждены совмещать уроки для учеников разных возрастов и по разным предметам. С другой стороны - закрой школу, и через год-два деревня вымирает. Корреспондент "РГ" побывал в одной из таких "малокомплекток". - Дорогу до хутора Атамано-Власовки мостили еще в пятидесятых годах из камня, - Сергей Астапенко держится руками за кресло автомобиля, подскакивающего на каждом булыжнике. - Сейчас учатся здесь 15 детей. Как подрастут, будут ездить в Барило-Крепинскую станицу в базовую 11-летнюю школу, я там директор. Она тоже малокомплектная, но оснащена хорошо: 27 компьютеров, бесплатный Интернет, кружки по интересам. Годовой бюджет в прошлом году составил свыше 5 миллионов рублей, еще миллион получили в рамках нацпроекта.

В прошлом году в первый класс в школу Атамановки пришел один ученик. Да и откуда взяться больше, если хуторян всего 200 душ? Получилось на одного первоклашку два преподавателя.

Перед школой обгорелые развалины.

Раньше здесь находился клуб, но в 90-х годах случилось ЧП российского масштаба - прорвало нефтепровод. Клуб сгорел. До сих пор о его восстановлении нет и речи. Только старательно подкрашивают местные власти серебрянкой памятник воинам-освободителям, что стоит тут же.

Небольшое здание разделено на две части. С одной стороны школа, с другой - медицинский кабинет. В здании два класса, между ними коридор, где топится печь - одна из основных расходных статей. На год надо 5-6 тонн угля. А буквально за окном в пяти метрах проходит внушительная газовая труба, но в школу газ так и не завели.

- Тут и я учился, и мои дети, и всю жизнь школа при печке, - возмущается житель хутора Сергей Б. - Выходит, не нашлось на газ денег. А может, думают совсем закрывать ее?

Дополняют хуторскую образовательную инфраструктуру колодец и деревянный туалет на улице.

- 25 тысяч рублей за уголь, и это еще без дров, а без них уголь не займется, - говорит Астапенко. - Прибавьте зарплату кочегара Яны, она же и техничка.

Молоденькая истопница - жена учителя физики, который преподает свой предмет в базовой школе в Бариловке. Так что весь коллектив атамановской школы, состоящий из трех человек, причастен к педагогике.

Беседуем с учителями - Натальей Кравченко и Оксаной Ермак. Их задача дать ребятам начальные знания.

- Когда-то на хуторе был детский садик, но его закрыли - дорого содержать. И теперь ребята приходят без элементарной подготовки. Как правило, все из многодетных семей. Мамам просто некогда с ними заниматься. Дети не то что букв не знают, ножницы в руках держать не умеют. А метода, по которой мы работаем, подразумевает, что первоклашки начинают учиться не с нуля.

В одной комнате сидят дети из первого и третьего классов. В другой - соответственно второй и четвертый.

- Так и рекомендуется рассаживать ребят, - рассказывает Наталья Кравченко. - Чтобы можно было основное внимание уделять первоклассникам и выпускникам. А дети из второго и третьего класса больше занимаются самостоятельно. Возможно, качество знаний от этого и страдает, зато они гораздо самостоятельнее ребят из больших школ.

Учебная "матчасть" - три доски, из которых только на одной можно писать мелом. Остальные больше для антуража - сплошные трещины и сколы. На шкафу поломанный глобус с огромной щелью точно по экватору. А на полках около сотни старых растрепанных книг. То ли библиотечка, то ли коллекция устаревших учебников. Вот и весь школьный скарб.

- Может, лучше возить учеников в Бариловку?

- Не получается, - говорит Астапенко. - Дорога полтора часа, это значит, что дети должны будут вставать в шесть утра. Позавтракать успеют не все. В бариловской школе столовой нет, так что горячего питания никто не получает. Только сухпаек - витаминизированное печенье. Домой они попадут в полчетвертого. Тогда и смогут нормально пообедать. Разве это допустимо?

В самой Атамановке школьники тоже получают печенье, а еще три раза в неделю 200-граммовый пакет молока по губернаторской программе, как и все ребята из малообеспеченных семей. Учитывая, что на селе безработица, а доходы в семьях невелики, дети ждут молочные пакетики с нетерпением.

Зарплата учителя на этом фоне выглядит роскошно. Со всеми надбавками - за тетради, за классное руководство, да еще сельский коэффициент - получается почти семь тысяч.

Кем хотят стать их ученики, Наталья и Оксана сказать затрудняются.

- Наверное, механизаторами. А что у них еще на глазах?

Начинаем свой собственный социологический опрос. Полный джентльменский набор: космонавтом, продавцом, компьютерщиком, каратистом...Смогут ли они исполнить свою мечту?

- Почему бы нет? - говорит Астапенко. - Когда дорастут до пятого класса, все равно придется возить их в Бариловку. Вы считаете, раз малокомплектная школа, то качество образования низкое? Не везде. У нашей школы, например, есть существенное преимущество: нет дефицита преподавательских кадров, все учителя - наши бывшие выпускники. Поэтому каждый предмет ведет свой педагог, а в выпускном классе 9-10 учеников. Получается, практически индивидуальное обучение. В результате поступают в вузы все, кто к этому стремится. И учатся ребята в институтах очень хорошо.

- А у вас есть мечта? - спрашиваю у Натальи Кравченко.

- Нам бы газ и - мечтать так мечтать - компьютер. Школа преобразится. Да еще если бы здесь учить детей до 11-го класса... "Возить, не возить" - вопрос давний и больной. Дороги у нас - сами видите. Недавно в Красном Сулине школьный автобус попал в буерак и перевернулся, погиб ребенок. Но там до школы было три километра и по асфальту. А у нас? Не забывайте и о том, что какая-никакая школа, а людей держит, как косточка вишневую ягоду. Сойдет на нет, не станет и хутора. Не закрывать надо маленькие школы, а поддерживать.

Не всякая малокомплектная школа по определению бедна. Многое зависит от энтузиазма конкретных людей. Вспоминаю свою поездку в хутор Истомино. Увидела там и столовую, где детей кормят полноценным обедом, и отличную спортивную площадку. Раздобыла тамошний директор Людмила Флюта преподавателя информатики - продвинутого студента из технического вуза и англичанку с гарвардским произношением. И другие вакансии "закрыты" были удачно. Но энтузиаст - птица редкая, а вот наладить систему, которая работала бы как отлаженный механизм, в образовании пока не удается.

Быть малокомплектным школам или нет? Пока продолжаются споры в высоких инстанциях, атамановские дети каждый день приходят в домик с печным отоплением, а те, кто постарше, садятся в автобус и едут за семь верст задачки решать.

Между тем

По сведениям минобразования Ростовской области, в малокомплектную школу в хутор Атамано-Власовка газ планируется провести в следующем году.

За последние шесть лет в области было закрыто 88 и 343 малокомплектных школы были реструктуризированы и стали филиалами базовых общеобразовательных учреждений. Ввиду отсутствия или малого числа учеников старших классов у ряда школ изменен статус: из средних (полных) общеобразовательных - в основные общеобразовательные школы.

Образование