25.03.2008 06:00
Власть

Президент Египта Хосни Мубарак: Демократия на западный манер не может быть пригодной для использования в любом месте и в любое время

Президент Египта Хосни Мубарак дал интервью "РГ"
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4620)
Читать на сайте RG.RU

В понедельник в Москву с двухдневным официальным визитом прибыл президент Арабской Республики Египет Хосни Мубарак. Накануне вылета в российскую столицу он дал интервью главному редактору "РГ" Владиславу Фронину:

Российская газета: Господин президент! Какие аспекты нынешних российско-египетских отношений Вас удовлетворяют, а какие нет?

Хосни Мубарак: Я полностью удовлетворен уровнем политических консультаций между Каиром и Москвой по региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Кроме того, я удовлетворен процессом сотрудничества, связывающего наши страны в области торговли, энергетики, технологий и туризма.

Однако поскольку друзья всегда должны быть откровенны друг с другом, хочу сказать, что не испытываю аналогичного удовлетворения в отношении объема российских инвестиций в экономику Египта. Хотел бы также заметить, что очень медленно выполняется протокол о взаимопонимании, касающийся строительства российской промышленной зоны в районе Бург аль-Араб, расположенном на побережье Средиземного моря западнее Александрии.

РГ: Сегодня много говорится о необходимости распространения демократии на Ближнем Востоке. Какова, на Ваш взгляд, степень совпадения принципов ислама с ценностями западной демократии?

Мубарак: Ислам призывает к совещательности, то есть к соучастию в принятии решения. Это и есть суть демократии, ее ценностей и ее принципов. Демократия на западный манер не является единственным стандартом, пригодным для использования в любом месте и в любое время.

Каждому отдельно взятому социуму присущи определенные, характерные только для него условия жизнедеятельности, специфические ситуации и особенности.

Ведущиеся разговоры о необходимости распространения демократии по западному образцу игнорируют эту истину. То же самое касается и разговора о Большом Ближнем Востоке, который в результате привел к тому, что регион "забурлил" кризисами, противоречиями, усилилась напряженность, льется кровь и подорвана стабильность.

Я вспоминаю, как президент Путин в своем выступлении по одному из поводов говорил о "российской демократии" и имел в виду именно то, о чем сейчас говорю вам я. У каждого общества свой опыт построения демократии. В основу этого опыта должна быть положена специфика условий, в которых данный конкретный социум существует и функционирует.

РГ: Считаете ли Вы, что ядерный потенциал Ирана представляет угрозу для всего мира, региона и Египта в частности? Существует ли справедливое решение для этой проблемы?

Мубарак: Ближний Восток - очень чувствительный регион, буквально пылающий кризисными ситуациями. Распространение ядерного оружия значительно уменьшит безопасность и усилит нестабильность, независимо от того, откуда будет исходить эта угроза: от Ирана или от Израиля. Именно исходя из этого обстоятельства я еще в 80-х годах выступил с инициативой о превращении этого региона в зону, совершенно свободную от всех видов оружия массового уничтожения.

Египет уважает взятые им обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия, призывающему к тому, чтобы обеспечить его всемирный характер через присоединение тех государств, которые еще этого не сделали. Например, Израиля. Этот же договор призывает страны-участницы неукоснительно выполнять его положения, а также обеспечить полное и всестороннее ядерное разоружение.

То есть обладание ядерным оружием представляет собой угрозу с любой стороны как для ближневосточного региона, так и для мира в целом. Решение проблемы иранского ядерного досье требует обеспечения полной прозрачности со стороны Ирана, не оставляющей сомнений в мирном характере его ядерной программы. Одновременно требуется соответствующая ответная реакция со стороны мирового сообщества. В частности, "шестерка" должна придерживаться диалога как идеального формата для обсуждения этой особо трудной проблемы. Помимо этого и одновременно вместе с этим решение указанной проблемы должно быть сопряжено со всесторонним решением проблемы запрещения распространения ОМУ на Ближнем Востоке, в том числе проблемы ядерной программы Израиля.

РГ: На протяжении длительного периода времени Египет выступает в качестве посредника в палестино-израильском конфликте. Почему, на Bаш взгляд, соглашения, которые были подписаны конфликтующими сторонами в ходе многочисленных переговоров, проведенных ранее в рамках мирного процесса, в итоге не выполняются?

Мубарак: Я предпочитаю не использовать термин "посредничество", поскольку он несет в себе юридические и политические смыслы, не совпадающие с той ролью, которую Египет начиная с 1948 года играет в деле поддержки справедливого дела палестинского народа и одновременно в деле обеспечения мира на Ближнем Востоке в целом.

Именно Египет более 30 лет назад начал движение по пути к миру и доказал, что это возможно и достижимо. Процесс установления мира нуждается в проявлении политической воли, способной принимать трудные решения и твердо их выполнять. Достижение мирных соглашений - дело трудное. Но еще труднее обеспечить выполнение того, о чем договорились.

Примеров тому множество: соглашения Осло и определенные в них территории, принадлежащие Палестинской автономии; так и не увидевшее свет соглашение Уэй Ривер и так далее. Не говоря уже о многочисленных предложениях по достижению мира в регионе, как-то: доклад Митчелла, план Тенета, "Дорожная карта".

Я надеюсь, что точки зрения двух наших государств и результаты встречи в Аннаполисе не постигнет та же судьба. Завершая ответ на этот вопрос, хотел бы пожелать израильской и палестинской сторонам достичь мирного соглашения и на основе доброй воли реализовать его в течение текущего года, как это было обещано президентом Бушем.

РГ: В ходе различных встреч с журналистами Вы часто упоминали о том, что истинная и главная причина терроризма заключается в отсутствии справедливости. Возможно ли, по Вашему мнению, установить такую справедливость, которая приведет к отсутствию терроризма?

Мубарак: Справедливость заключается в том, чтобы каждый получил причитающееся ему по праву. Права народов не пропадают с течением времени. Отсутствие справедливости в международных отношениях приводит к опасным последствиям. Опоздание с установлением справедливости приводит к аналогичным последствиям. Палестинская проблема - мать всех проблем. Сохраняющееся на протяжении шести десятилетий бедственное положение палестинцев усиливает у палестинской "улицы", у жителей арабского и исламского миров чувство гнева и ощущение провала.

Отчаяние приводит к проявлениям экстремизма, террора и насилия и дает террористам предлоги и аргументы для оправдания своей деятельности. Существуют те, кто считает, что основной причиной появления терроризма и террористов является бедность и глубочайшая социальная дифференциация между богатыми и бедными. Я в этой связи говорю, что отсутствие справедливости, опоздание с решением стоящих перед народами проблем, игнорирование их прав, бедственное положение граждан - вот что служит и причиной, и стимулом, и силой, ведущей к эскалации терроризма.

Отсутствие единой точки зрения на определение терроризма и вызывающих его причин препятствует созыву международной конференции по этому мировому феномену, к проведению которой я призывал еще в 80-х годах. С указанным явлением необходимо вести борьбу на основе единой позиции всех государств, входящих в состав мирового сообщества.

РГ: Не секрет, что российские туроператоры сталкиваются с определенными трудностями в работе со своими египетскими партнерами. Какие меры в этой связи приняты египетскими властями для преодоления имеющихся трудностей? Как в настоящее время идут дела и можно ли сказать, что проблема решена?

Мубарак: Да, действительно, имели место некоторые трудности. Однако совместным проявлением воли мы их преодолели. В том числе проблему бронирования номеров в некоторых отелях.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение объема турпотока из России в Египет. По числу туристов, прибывших в нашу страну в прошлом году, россияне заняли первое место (около 1,5 миллиона человек), опередив тем самым граждан ФРГ и Италии, на долю которых пришлось по 1 миллиону соответственно.

Вместе с тем у нас еще много потенциальных возможностей для дальнейшего развития сотрудничества в сфере туризма и инвестиций в эту отрасль. В ходе состоявшегося в этом месяце визита министра туризма АРЕ в Москву было подписано соответствующее соглашение, и я уверен, что оно будет способствовать введению дополнительных льгот для российских туристов в Египте.

РГ: Какова Ваша позиция в отношении увеличения числа членов Совета Безопасности ООН? И что вы думаете по поводу попыток некоторых международных организаций занять место ООН, как это было с признанием независимости Косово?

Мубарак: ООН - это материнская организация, под широкой сенью которой реализуются положения международного законодательства и осуществляются многосторонние отношения. Египет был в числе отцов-основателей этой организации в 1945 году и принимал участие в прошедших в Сан-Франциско переговорах по ее Уставу.

Мы призываем поддержать ООН и обеспечить активизацию ее роли в организации мирового сообщества с целью противоборства политике и мерам, проводимым в одностороннем порядке. В частности, мы призываем поддержать полномочия Генеральной Ассамблеи ООН, рассматривая ее как демократическое собрание внутри аппарата ООН. Мы также призываем к реформированию Совета Безопасности и увеличению числа его постоянных и непостоянных членов так, чтобы этот международный орган мог обеспечить мир и безопасность на всей планете, был способен отражать в своей деятельности реалии XXI века, а также те изменения и нововведения, свидетелем которых он был начиная с 1945 года. Что же касается позиции Египта относительно пути расширения представительства в Совете Безопасности и полномочий этого органа, то она полностью совпадает с общеафриканской.

Да, есть силы, призывающие "преодолеть" ООН посредством организаций, претендующих на то, что их деятельность по сравнению с международным сообществом более эффективна и что они обладают большим потенциалом для действий. В качестве альтернативы ООН говорится, например, о Североатлантическом союзе, который в 1999 году уже вмешался в развитие событий в Косово, не имея на это полномочий от ООН и вопреки международному законодательству.

Таким образом, решением проблемы должно стать не "преодоление" ООН, а принятие мер по реформированию этой организации, укреплению ее роли и повышению эффективности ее деятельности.

Внешняя политика Египет