25.03.2008 04:49
Власть

Воронежская прокуратура предлагает отслеживать состояние банковских счетов чиновников

Почему коррупционные дела разваливаются до суда
Текст:  Лариса Карташова (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4620)
Читать на сайте RG.RU

Прокуратура предлагает воронежским властям создать структуру, уполномоченную проверять чиновников обладминистрации и органов местного самоуправления на предмет их участия в разного рода бизнес-проектах, а также отслеживать состояние их банковских счетов.

Проект местного значения

Эта норма содержится в законопроекте "О противодействии коррупции", который прокуратура внесла на рассмотрение в областную Думу. Как объясняют авторы проекта, ввиду отсутствия аналогичного федерального закона, было решено инициировать принятие регионального. И дать в нем определение коррупции - на чем, кстати, уже давно настаивают сотрудники правоохранительных органов.

- В данном случае, - пояснил прокурор области Николай Шишкин, - "академическое толкование" коррупции для нас не самое главное. Есть составы уголовно наказуемых действий, к числу которых относятся взяточничество, вымогательство, превышение должностных полномочий и другие. Исходя из этого мы и дали определение. Впрочем, взяточник, пойманный с поличным, - это лишь вершина айсберга, который мы называем коррупцией. Борьбу с этим злом надо начинать с ликвидации причин и условий, его порождающих.

Большая часть коррупционных преступлений выявлена в сфере образования и здравоохранения

Как раз в "профилактических" целях надзорный орган и предложил обладминистрации создать структуру, которая бы не только работала с кадрами, но и проводила бы экспертизу вновь принимающихся и уже существующих нормативных актов на наличие в них коррупционных лазеек. Ни для кого не секрет, что расплывчатые формулировки в разного рода законах, постановлениях и приказах дают возможность чиновникам затягивать рассмотрение дела, требовать все новые и новые документы - одним словом, навязчиво вымогать взятку.

Впрочем, предлагаемое прокуратурой нововведение уже вызвало сомнения у некоторых депутатов: будет ли эффективной деятельность органа, являющегося частью системы, которую ему придется контролировать? Уполномоченная структура, считают сомневающиеся, должна иметь автономный статус.

Зыбкое дело

Руководители правоохранительных органов не устают повторять, что сегодня борьба с коррупцией - одно из приоритетных направлений их деятельности. И в то же время признаются, что должного результата в этом деле пока не наблюдается. Кстати, на последнем заседании Координационного совета по противодействию коррупции сотрудники прокуратуры и милиции отчитывались о проделанной за год работе, которая в цифрах в общем-то выглядит неплохо. Так, в 2007 году на территории региона было выявлено 712 преступлений коррупционной направленности (против 541 в 2006-м), из них 166 - получение взятки. Однако если говорить о качестве возбуждаемых дел, то ситуация здесь пока далека от идеальной. Большая часть коррупционных преступлений выявлена в сфере образования и здравоохранения. Речь, как правило, идет о преступлениях, не относящихся к категории тяжких и особо тяжких: составление медицинских лжесправок за небольшую мзду, сдача "по сходной цене" экзаменов и зачетов и тому подобное. Ловят в основном мелких сошек - крупная же рыба в сети борцов с коррупцией чудесным образом не попадается. Тем не менее в качестве одного из главных "достижений" прошлого года заместитель начальника ГУВД Василий Зеленин назвал возбуждение уголовного дела в отношении начальника отдела соцзащиты детей регионального управления образования Владимира Сабады. Чиновник курировал в обладминистрации вопросы распределения детей-сирот в интернаты, за что якобы и потребовал у матери малолетнего ребенка 30 тысяч рублей.

Все бы ничего, но позже выяснилось, что уголовное дело в отношении Сабады (за отсутствием неопровержимых доказательств) было прекращено следователем следственной части ГУВД еще в январе этого года - за месяц до заседания "антикоррупционного" совета. Чиновник по-прежнему работает в системе областного образования и, скорее всего, по решению суда будет восстановлен в прежней должности. Кстати, вице-губернатор Владимир Кобяшев и руководитель управления обладминистрации Евгений Воробьев, заседавшие в президиуме КС, на котором была озвучена криминальная информация, почему-то не сочли нужным вступиться за честь мундира и опровергнуть сведения, порочащие их коллегу.

Впрочем, интересно даже не это. 3 октября прошлого года пресс-центр ГУВД и УБЭП сообщили о возбуждении сразу трех уголовных дел по статье 290 УК РФ "Получение взятки". Одним из фигурантов как раз и был Владимир Сабада. Другим - заведующий кафедрой гимнастики Воронежского государственного педуниверситета Юрий Рыкунов, подозреваемый в том, что за 20 тысяч рублей согласился поставить своей студентке хорошую экзаменационную отметку. И наконец, третьим фигурантом стала и. о. руководителя налоговой инспекции по Советскому району Татьяна Савченко, про которую сообщили, что она потребовала три тысячи рублей за заключение договора аренды на установку в здании инспекции аппарата для охлаждения и нагрева питьевой воды.

Тогда эти уголовные дела широко "разрекламировали" СМИ. Но никто не сообщил о том, что все они (в конце прошлого года и в начале нынешнего) были прекращены.

Такой исход уголовных дел - ситуация из разряда тех, про которые руководитель регионального управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Николай Третьяков говорит как о браке в работе.

Действительно, если развалились дела, которые должны были закончиться обвинительным приговором, - это плохо. Но еще хуже - если уголовному преследованию подверглись невиновные.

В перспективе

Одним словом, тенденция налицо: до суда доходят далеко не все дела, возбужденные в отношении должностных лиц. К примеру, в прошлом году суды области рассмотрели в общей сложности 48 коррупционных дел (примерно десятая часть выявленного).

На вопрос корреспондента "РГ", почему октябрьские дела-"однодневки" закончились тем, чем они закончились, прокурор области Николай Шишкин ответил весьма дипломатично: "Что касается привлечения к уголовной ответственности, то в плане процессуальном мы к этому вопросу относимся крайне щепетильно. В настоящее время в судебной практике нет однозначной трактовки оперативного эксперимента - что это: действия в рамках закона об оперативно-разыскной деятельности или провокация? Поэтому, прежде чем объявить о возбуждении уголовного дела, мы тщательно взвешиваем его процессуальную составляющую и оцениваем судебную перспективу. Исходим из того, что конституционные права граждан не должны быть нарушены".

Примерно ту же точку зрения высказал бывший замначальника РУБОП, а ныне председатель думского комитета по законодательству, безопасности и правам человека Александр Пономарев:

- Причины прекращения уголовных дел могут быть разные, в том числе - недостаточный профессионализм оперативников, - пояснил он. - Сегодня судебные органы - совершенно, кстати, справедливо - предъявляют жесткие требования к оформлению служебных оперативных документов. Если такого рода документация оформлена ненадлежащим образом, то у следователя не получится придать делу уголовно-процессуальную форму. Мы можем предоставить видеозапись, где ясно видно, что чиновник вымогает, берет и пересчитывает деньги, однако если разрешение на проведение этой записи было оформлено неправильно, то уголовное дело развалится. И вся оперативная работа, которая велась на протяжении нескольких месяцев, пойдет прахом.

Кстати

В прошлом году в районные суды Воронежской области поступило 18 исковых заявлений, связанных с возмещением морального вреда, причиненного незаконным привлечением граждан к уголовной ответственности. Общая сумма требований - около 40 миллионов рублей. На сегодня рассмотрено 13 дел, требования удовлетворены по шести из них. В пользу истцов за счет казны Российской Федерации будет взыскано около полумиллиона рублей.

Регионы Госуправление Охрана порядка Воронеж Центральная Россия