25.03.2008 01:56
Культура

В Ростовском музтеатре поставили "Волшебную флейту" Моцарта

Текст:  Марина Бровкина (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Юг России: №0 (4620)
Читать на сайте RG.RU

В Ростовском государственном музыкальном театре состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта". В южной столице еще ни разу не ставили эту оперу, более того, к сложнейшему произведению великого Моцарта не осмеливался обратиться ни один театр на Северном Кавказе.

Премьера не обошлась без интриги. Симфоническим оркестром должен был дирижировать прославленный итальянский маэстро Маурицио Донес, у которого сложились давние творческие взаимоотношения с ростовским театром. Вот и Моцарта ставили с его непосредственным участием. Незадолго до премьеры он сломал правую руку, но это обстоятельство не поколебало его желания стать за дирижерский пульт в день премьеры. "Я даже левой буду дирижировать" - заявил Донес. Однако в дело вмешалась небесная канцелярия, и рейс, на котором летел знаменитый итальянец с супругой, задержался из-за нелетной погоды. Маэстро вышел лишь на поклоны, а руководил оркестром Валерий Воронин, и, по общему мнению, блестяще справился со своей задачей.

- К этой работе во всем мире относятся очень трепетно, ее можно считать духовным завещанием композитора, - говорит художественный руководитель театра Вячеслав Кущев. - "Волшебная флейта" - последнее оперное творение Моцарта. Уже будучи тяжело больным, он создавал одновременно два разных по настроению произведения: "Реквием" и "Волшебную флейту".

Постановка потребовала от труппы огромных творческих усилий. Главный хормейстер Елена Клиничева призналась, что артисты боялись прикоснуться к произведению - настолько неподъемным, недоступным казалось им последнее творение Моцарта.

- Мы мечтали о "Волшебной флейте" давно, - рассказывает главный режиссер театра, постановщик оперы Константин Балакин. - В отличие от предыдущих работ нашего коллектива, "Волшебная флейта" исполняется не на языке оригинала. Опера написана на немецком, а мы поем ее на русском. Это принципиальное решение, постановка рассчитана на самый широкий круг зрителей. Диалоги героев несут большую смысловую нагрузку, ведь в наивный на первый взгляд сюжет Моцарт вложил глубокие философские мысли о смысле жизни, о любви.

Отдельного разговора заслуживают сценография и костюмы. Всего было пошито почти 300 костюмов. Как сказал Вячеслав Кущев, даже единственный элемент декорации может или разрушить постановку, или подчеркнуть ауру произведения. Художник по костюмам Наталья Земалиндинова и автор сценографии Степан Зограбян сумели передать дух времени и моцартовское настроение.

Сложнейшие вокальные партии, которые подкосили не одну творческую карьеру, ростовские артисты исполнили мастерски, что свидетельствует о том, что наш театр уверенно вступает в период творческой зрелости. Уже сам факт, что в Ростове-на-Дону решились поставить "Волшебную флейту" - редчайший для провинции случай! - подтверждает эту мысль.

Театр Ростов-на-Дону Юг России