25.03.2008 03:00
Общество

Чему учат россиян за границей

За какими знаниями едут за рубеж российские студенты
Текст:  Мария Агранович (Лозанна-Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4620)
Читать на сайте RG.RU

По статистике, ежегодно продолжать обучение за границей уезжают около 15 процентов выпускников российских вузов. В основном это программисты, биоинженеры, химики, физики. Каких знаний недополучают выпускники отечественной Высшей школы?

С Натальей Гусевой корреспондент "РГ" познакомился в Университете Лозанны, Швейцария (UNIL), где она сейчас учится в аспирантуре. Причем багаж знаний у россиянки уже весьма приличный: закончила математический факультет Челябинского госуниверситета, затем в Москве получила второе высшее образование и степень магистра по специальности "экономика". Но решила не останавливаться на достигнутом.

- В России экономисты - это все-таки больше гуманитарии, чем "технари", - говорит Наталья, с который мы встретились в перерыве между лекциями в Высшей школе коммерции при UNIL. - А у меня все-таки первое высшее образование - математическое. Не хотелось его терять. В UNIL привлекла финансовая образовательная программа с очень сильной математикой. К сожалению, у нас именно такой нет.

Сегодня UNIL по нашим меркам - региональный вуз, финансируется из бюджета кантона Во, но входит в число главных университетских центров Швейцарии.

- Поступить сюда непросто, но реально, - рассказывает Наталья. - Что нужно, к примеру, чтобы быть зачисленным на курс для получения степени PhD - аналога нашего кандидата наук? Прислать свой диплом, рекомендации от российских профессоров, проект, которым хотел бы заниматься. Я, скажем, направила работу, с которой получала магистерскую степень в Москве.

Но двери в университет открываются лишь при условии успешной сдачи экзаменов по математике и логике, которые традиционно проводятся в городе Фрибург. Кстати, обучение в вузах Швейцарии по сути бесплатное и для граждан страны, и для иностранных студентов. И те и другие платят лишь так называемый налог - около 600 франков за семестр. Это при том, что аспирантский оклад составляет 3 тысячи франков.

Гусева сейчас единственная русская студентка на факультете финансов и банковского дела в UNIL. Насчет ее перспектив можно не сомневаться: такие, как она, дважды "остепененные" финансисты и математики, - специалисты на вес золота в любом банке, в любой аналитической фирме.

Вообще российских студентов в Лозанне не так много. В их числе и Наталия Фильчакова, а также Алексей Алтухов, которые учатся в Федеральной политехнической школе (EPFL). К слову, эта школа считается самым космополитичным и интернациональным университетом Европы - здесь около 7 тысяч студентов более ста национальностей.

В отличие от UNIL, где царит атмосфера классических наук, в EPFL - полный хай-тек. Здесь свыше 250 научных лабораторий, оснащенных по последнему слову техники. Нам показали специальные комнаты-боксы, где студенты факультета робототехники запускают микророботов, имитирующих движения насекомых в природе. В лаборатории сложных материалов на физическом факультете собрано столько природных минералов, что на них можно купить десяток "роллс-ройсов".

Наталия Фильчакова работает в лаборатории солнечной энергии и строительной физики. Разрабатывает технологии для эффективного использования энергии солнца для улучшения экологии городов. А вот Алексей Алтухов занимается сложнейшими исследованиями в области нанофотоники и микротехники - разработкой так называемого голубого лазера, который позволит в будущем увеличить плотность записи информации на оптические носители.

Понятно, что подобные исследования требуют немалых вложений. И в данном случае проводятся они за счет Национального фонда Швейцарии и частных компаний, которые финансирование самых интересных и перспективных проектов берут на себя.

- Мои исследования стоят очень больших денег, - признается Алексей. - Они идут уже не первый год, и, думаю, в России мне было бы сложнее получить поддержку. Даже если бы удалось приобрести необходимое и очень дорогое оборудование: у нас здесь работает целая команда, нужна зарплата, поддержка экспериментов...

Меня интересовал и такой вопрос: в России, как правило, каждый второй студент уже начинает где-то работать. Оказывается, в Швейцарии подобное не приветствуется. С одной стороны, очень плотный рынок труда, с другой - у студентов слишком много времени отнимает учеба.

Как сложится дальнейшая судьба этих российских студентов? У молодых людей горят глаза и, что называется, "планов громадье". Наталия Фильчакова намерена заняться серьезной наукой, Алексей - создать собственную компанию.

- В последнее время в России наконец-то начали выделять неплохие деньги на науку, появились гранты для молодых ученых, - говорит Алексей. - Это чрезвычайно важно.

Между тем

Согласно социологическим опросам, профессия ученого в России - в самом конце рейтинга "престижности", а на Западе она занимает второе место. По мнению экспертов, у российской молодежи отсутствуют стимулы для занятия наукой, что связано не только с низкой зарплатой, но и с отсутствием перспектив карьерного роста.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, минобрнауки подготовило Федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", цель которой - привлечение молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий. Планируется, что она начнет работать с 2009 года.

В программе предусмотрены специальные проекты и гранты для аспирантов, молодых преподавателей, их ассистентов. ФЦП займется также поставками научного и лабораторного оборудования в вузы. Запланировано строительство целого ряда общежитий для студентов, преподавателей, профессоров, чтобы ученые могли свободно приезжать в города России, преподавать там, заниматься исследованиями. Только из федерального бюджета планируется выделить на это около 70 миллиардов рублей на 2009-2013 годы. И еще примерно 10 миллиардов добавится из внебюджетных источников.

Образование