В государственном Историческом музее по уже сложившейся традиции открылась предаукционная выставка избранных произведений, которые в середине апреля уйдут с молотка на "русских торгах" нью-йоркского отделения Sotheby' s.
Не секрет, что с каждым разом становится все труднее найти какие-нибудь исключительные произведения русского искусства. Как сказала на пресс-конференции глава нью-йоркского отделения фирмы Соня Беккерман: "Рынок мелеет". А как ему не мелеть, если "русские торги", проводимые не только Sotheby's, но и другими аукционными домами, пошли с такой частотой и в таких объемах, что скоро "ковши" агентов-поисковиков будут скрести по дну коллекций и собраний, желающих сдать работы. Взять хотя бы нынешний трехтомный каталог аукциона, в который вошло 560 лотов, относящихся к русской классической живописи и графике, а также современному искусству, ДПИ и ювелирному делу.
Но покуда есть наследие таких плодовитых художников, как, скажем, Айвазовский, до той поры аукционным молоткам будет что отбивать. Это видно и по нынешней выставке, на которой представлено несколько буквально "американских" творений Ивана Константиновича. Речь идет о парных картинах "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи", которые наш маринист некогда подарил вашингтонской галерее Коркоран в благодарность за оказание помощи правительством США России во время голода начала 1890-х годов. У этих работ, "посланников мира", к тому же интересная история. Дело в том, что в ожидании прибытия Никиты Хрущева в Америку в начале 1960-х годов Жаклин Кеннеди позаимствовала этих "айвазовских" в галерее, чтобы украсить ими приемную Белого дома. И тем самым хоть несколько умиротворить перед сложными переговорами грозного генсека. Музейные правила в США не столь строги, как в Европе, а потому неудивительно появление этих холстов на рынке. Оцененные в совокупности в 2- 3 млн. долларов, они понравятся любителям не только исторических казусов, но и художественных курьезов. Особенно любопытна "Раздача продовольствия", на которой изображена несущаяся по деревне тройка с "гуманитарным" грузом и мужиком, держащим американский флаг. Помимо этого, раздел Айвазовского подкреплен большеформатным "Прибытием флотилии Колумба" с оценкой в 1-2 млн и несколькими его фирменными туманными, лунными и бурными "маринами".
Можно предположить, что аукционисты вполне осведомлены в российской музейно-выставочной конъюнктуре. Так или иначе Sotheby's предложил вниманию две рощи. Одну - Архипа Куинджи (вариант не той известной, "солнечной", а "темненькую") и другую - Ивана Шишкина. Куинджи редок на рынке, а потому оценен в 2-3 млн, а наш часто продающийся "монументальный натуралист" - в 1-2 млн. Почти что этюд "Дети, переходящие ручей" Константина Маковского, видимо, рассчитан на тех, кому памятны умильные "Дети, спасающиеся от грозы", находящиеся в Третьяковке. Sotheby's предлагает "освежить" эту память за 200 тысяч долларов.
В разделе русского современного искусства главная ставка сделана на нынешнего лидера продаж Олега Васильева, представленного портретом друга "У костра - Эрик Булатов". Двойная "памятка" о художниках круга московского концептуализма оценена в 120-150 тысяч, что еще достаточно "скромно". Так же, как и картина-объект Комара и Меламида "Шаги на лестнице". О том, что это объект, а не живопись, свидетельствует прикрепленный к холсту натуральный молоток. Что выглядит символично, если иметь в виду предстоящие торги.