27.03.2008 07:00
Власть

Малоимущих россиян могут освободить от подоходного налога

Граждан с низкими доходами хотят освободить от налога
Текст:  Иван Бештов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4622)
Читать на сайте RG.RU

Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, то оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога, считает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

Не исключено, что будет принят закон, освобождающий от этого налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Госдума в ближайшее время должна разработать план законодательного обеспечения Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, в котором важное место отводится социальной направленности налоговой политики. О том, как продвигается эта работа, Юрий Васильев рассказал корреспонденту "РГ".

Юрий Васильев: Сохранение плоской шкалы подоходного налога, безусловно, сыграло важную роль как для повышения собираемости налога, так и в борьбе с серыми зарплатными схемами. Однако комитет считает, что настало время подготовить закон, который освободит от уплаты подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

На новом этапе налоговой реформы, который придется на 2008-2011 годы, необходима дополнительная настройка фискальной системы, основанная на том, что формирование доходов бюджетов - основная, но не единственная функция налогов.

Ведь налоговая система должна помогать достижению целей общегосударственного масштаба, прежде всего повышению благосостояния и уровня жизни людей через качественный долгосрочный экономический рост. То есть налоговой политике нужна социальная направленность.

Российская газета: И как будет решаться эта задача?

Васильев: Мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения.

Эти виды расходов должны быть в максимально возможной степени освобождены и от налога на доходы физических лиц, и от единого социального налога. При этом комитет считает необходимым уже в самое ближайшее время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от обложения этими налогами как взносов, направляемых на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в пользу своих работников.

На повестке дня стоят вопросы увеличения предельных размеров отдельных видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов с учетом темпов инфляции.

РГ: Реформа затронет единый социальный налог (ЕСН)?

Васильев: Считаем существующую систему единого социального налога неэффективной, поскольку она неоправданно подменила страховой принцип на фискальный, разрушив тем самым систему стимулов для развития институтов пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования.

В связи с этим ЕСН, который в силу своего целевого характера должен носить ярко выраженную страховую основу, необходимо скорректировать с учетом реформирования пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальной защиты. Для плательщика он станет не безвозмездным изъятием в доход государства, а целевым взносом с персонифицированным эффектом.

РГ: На каких еще направлениях нового этапа налоговой реформы депутаты сосредоточатся в первую очередь?

Васильев: Речь идет о снижении налогового бремени на расходы в образовании, здравоохранении, в пенсионном страховании. Кроме того, предстоит установить оптимальный налоговый режим для поощрения глубокой переработки природных ресурсов. Разумная налоговая политика способна сыграть ключевую роль в поддержке малого бизнеса, работающего в сфере научных технологий.

РГ: Так на что может рассчитывать бизнес в ближайшее время?

Васильев: Сейчас наш комитет прорабатывает возможность сокращения сроков полезного использования некоторых видов амортизируемых основных средств, расширения прав налогоплательщиков при определении амортизационной политики для целей налогообложения. Проводится работа по подготовке поправок в налоговое законодательство, предполагающих введение специального, наиболее благоприятного режима для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, в том числе в области информационных технологий.

Наш комитет считает необходимым организовать детальную и всестороннюю проработку депутатами и представителями правительства вопросов о размере единой ставки НДС и сроках ее введения. Только на основе взвешенного анализа может быть найдено оптимальное решение этой задачи. Кстати, по подсчетам экспертов снижение ставки НДС в 2008-2010 годах должно принести в бюджет на 1,2 триллиона рублей дополнительных доходов за счет расширения налогооблагаемой базы. Есть за что побороться, главное - не ошибиться в расчетах.

РГ: Но расходные обязательства бюджета растут уже сейчас, и такое сокращение налоговой нагрузки может стать рискованным.

Васильев: Будем повышать качество налогового администрирования. Сегодня основные проблемы в сфере налогового контроля связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике. Комитет предлагает ввести административную и уголовную ответственность налоговых органов и их должностных лиц за нарушение прав налогоплательщиков.

РГ: Учтена ли в этих мерах борьба с "фирмами-однодневками", которые наносят значительный ущерб государственной казне?

Васильев: А вот здесь именно недоработки законодательства дают возможность для распространения "фирм-однодневок", которые создаются для проведения одной или нескольких незаконных операций, направленных на уклонение от налогообложения, отмывание преступных доходов.

К сожалению, налоговые органы, на которые возложена функция госрегистрации юридических лиц, фактически не в состоянии на этой стадии выявлять нарушения. Например, по Закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговые органы обязаны провести всю работу в течение пяти дней со дня представления необходимых документов. Очевидно, что за такой срок невозможно провести проверку всех документов на предмет их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений. Значит, надо установить реальные временные рамки. Не лишне будет и ввести уголовную ответственность для лиц, представляющих при регистрации документы с заведомо недостоверными сведениями. Также надо упреждать подобные правонарушения обязательной предварительной публикации сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц.

РГ: Но у бизнеса есть и более простой способ свести к минимуму налоговую базу, например трансфертное ценообразование.

Васильев: Мы сейчас готовим законопроект, который будет направлен на предотвращение таких способов минимизации налогов. В их основе, как известно, лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той, которая была бы применена независимыми лицами, не связанными отношениями участия в капитале. Принципиально важными считал бы введение закрытого перечня контролируемых сделок, института предварительных соглашений о ценообразовании, заключаемых налогоплательщиками с налоговыми органами, расширение перечня методик определения налогоплательщиками и налоговыми органами рыночной цены.

Кроме того, существенную роль в решении проблем упрощения системы расчетов по налогу на прибыль, а также более справедливого распределения поступлений налога на прибыль между бюджетами регионов должно сыграть введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по этому налогу.

Госуправление Налоги Госдума