По данным Фонда "Общественное мнение", каждый четвертый россиянин считает себя одаренным человеком, а 47 процентов жителей страны уверены: особым даром наделены их дети. В том, что такое одаренность, как воспитать ее в человеке и использовать с пользой, постарались разобраться участники конференции "Одаренность в России: от феноменов к государственной политике".
Об одаренности часто говорят как о даре свыше, Божьей искре, которой наделены лишь избранные. Но есть и иное мнение: воспитание таланта - это длительный процесс, в котором принимают участие не только сам человек, но и его окружение. Это значит, что неодаренных людей не бывает вовсе, есть лишь те, кто не смог развить свои способности.
- Когда говорят о воспитании таланта, чаще всего имеют в виду детей. Но это неверно, в любом возрасте человек может найти дело, в котором покажет себя на все сто, - считает руководитель рабочей группы "Одаренное поколение" Общественной палаты РФ Любовь Духанина. - Хотя, бесспорно, очень важно как можно раньше обнаружить в человеке дар. Сделать это не так трудно, нужно лишь правильно выстроить систему школьного образования.
Для этого, считает Любовь Духанина, нужно действовать от противного: не решать, что лучше для развития таланта, а поучиться у самих одаренных детей. По замыслу группы "Одаренное поколение", сначала в России должны появиться пилотные школы для юных дарований, отобранных среди ребят психологами и преподавателями. На базе этих школ преподаватели будут разрабатывать такую методику, которая поможет развить в каждом ребенке его талант. Но пилотные школы - лишь переходный этап, они не должны стать инкубаторами для гениев. Постепенно методика, отработанная на способных ребятах, будет применяться в обычных школах, помогая тем, чей талант не лежит на поверхности.
- Одаренность - это в первую очередь способность развиваться, совершенствоваться в каком-то деле, - уверяет Любовь Духанина. - Нельзя, чтобы людей уже в детском саду делили на умных и дурачков. Хороший преподаватель должен ставить себе целью вырастить ребенка, помочь ему реализоваться, а не отработать учебные часы и поскорее уйти домой. Я на собственном опыте знаю, что у детей порой появляются нестандартные идеи, свои пути решения задач. Но учитель, свято верующий в непогрешимость программы, к этим идеям не прислушивается, а решение называет "неверным". А как знать, может, эта оценка навсегда отвратит человека от дела его жизни.
Но ребенок может найти себя не только в школе. Возможно, ему на роду написано стать великим музыкантом или прославиться в мире живописи. Однако далеко не во всех школах сегодня есть кружки и секции, а обучение в центрах детского творчества зачастую влетает родителям в копеечку. Талант в ребенке развивают даже беззаботные дворовые игры - талант общаться, руководить, приходить к компромиссу. Но веселые "вышибалы" сегодня часто заменяются посиделками в прокуренных подвалах. Как результат - ребенок, нацеленный на учебу, оказывается оторванным от своих сверстников.
- На пути у одаренного поколения немало проблем - и психологических, и финансовых, - сетует Любовь Духанина. - Взять, к примеру, студентов вузов, особенно тех, кто приехал из провинции и поступил своими силами. Это, несомненно, одаренные ребята. Но большинству из них приходится работать, и в учебе они многое недополучат. Таким ребятам необходима надежная финансовая поддержка. Помогая им, государство получит отличных профессионалов, которые принесут пользу своей стране, прославят ее на мировой арене. Эти люди - богатство для страны, без которого невозможен инновационный прорыв. Ради интереса я даже подсчитала, что выгоднее: оказать финансовую поддержку одаренному человеку, который в будущем будет работать на вас, или те же деньги вложить в банк. Оказалось, что при всей рискованности этой затеи вложение в человека сулит куда больший доход.