27.03.2008 01:30
Экономика

Проблемы на контейнерном рынке мешают росту портового комплекса

Проблемы на контейнерном рынке сдерживают рост базовой отрасли
Текст:  Валерий Руденко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4622)
Читать на сайте RG.RU

26 МАРТА в Санкт-Петербурге состоялась годовая конференция Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В повестке - актуальные вопросы развития портового комплекса страны, одного из наиболее перспективных секторов отечественной экономики.

В минувшем году, по данным АСОП, рост грузооборота портов в России составил свыше 7 процентов, в том числе рост контейнерных перевозок - свыше 25 процентов. Прорыв в этом направлении - серьезный шаг к интеграции страны в международную транспортную систему. И государство четко осознает приоритетность строительства транспортной инфраструктуры.

Виктор Зубков сразу после вступления на пост премьер-министра поднял вопрос об исполнении поручений президента в сфере развития морских портов. Он подверг жесткой критике попытки перенести сроки принятия важных нормативных актов, касающихся улучшения структуры управления морскими портами и модернизации их инфраструктуры.

Два документа - Закон "О морских портах в РФ" и о внесении изменений в Закон "Об особых экономических зонах в РФ" - утверждены осенью прошлого года. Замминистра транспорта РФ Александр Мишарин считает, что благодаря совершенствованию законодательной базы уже в течение года будут получены положительные результаты. "В связи с появлением закона о портах нам необходимо принять порядка 68 законодательных актов, внести изменения в закон о железнодорожном транспорте РФ и в закон о страховании грузов", - заявил он.

Однако есть в этих планах, по мнению экспертов, два уязвимых места. Как обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли и наладить взаимодействие различных видов транспорта в портах?

Привлечь капитал в транспортную инфраструктуру не удастся, если не будут созданы благоприятные для притока инвестиций условия. И что требуется прежде всего - гарантировать долгосрочность вложений с последующей возможностью оперирования на объекте. Ряд проблемных вопросов и призваны решить принятые законы.

Среди самых важных для инвесторов условий глава АСОП Виталий Южилин выделяет три: долгосрочность аренды, предсказуемость арендных платежей и возврат инвестиций. Инвестор, считает Южилин, должен получить прозрачные и стабильные "правила игры" на рынке.

Пока же ситуации, возникающие в российских портах, не радуют. Наглядный пример - порт Усть-Луга, где территориальное управление Росимущества отменило распоряжение о предоставлении в аренду земельных участков под портовые терминалы. Эта история не единична. Из-за отсутствия внятных правил, регулирующих вопросы аренды федерального имущества в морских портах, была поставлена под угрозу деятельность ведущих стивидорных компаний Петербургского порта: в свое время региональная прокуратура посчитала, что договоры аренды нарушали законодательство, и обратилась в суд.

А во Владивостоке администрация порта в порядке, в законности которого можно сильно усомниться, расторгла договор с одним из работающих в порту стивидоров. Расторгла несмотря на 20 миллионов долларов, вложенных в причалы и оборудование. Вряд ли можно надеяться, что это стимулирует инвестиционную активность других компаний, в том числе и международных.

Подобные конфликты затрагивают не только интересы инвесторов. Это удар по репутации России как страны с цивилизованным рынком. Непредсказуемость действий физических и юридических лиц на российских просторах идет вразрез с утверждениями российских государственных лиц об улучшении инвестиционного климата.

Первый вице-премьер Сергей Иванов неоднократно заявлял, что правительство заинтересовано в динамичном развитии капиталоемкой портовой отрасли. По его словам, благодаря портам Санкт-Петербург стал воротами в Европу, а Дальний Восток - воротами в мир. Увы, наши морские ворота могут оказаться слишком узкими.

Водный транспорт Инвестиции