27.03.2008 01:40
Культура

Ефим Звеняцкий: Зритель третьего тысячелетия не хочет видеть в театре современные пьесы

Что сегодня актуальнее на сцене - классика или современность? Об этом размышляют руководители приморских театров
Текст:  Инесса Абизяева (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4622)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня - День театра. Приморских зрителей ждет много интересного...

Краевой Академический театр имени Горького вечером дает "знаковый" для приморцев спектакль "Биндюжник и король", где задействована почти вся труппа. А днем здесь полным ходом идут репетиции двух новых постановок: "Сумасшедшая любовь" по Александру Островскому и "Любовь под вязами" по мотивам пьесы Юджина О’Нила.

А вот Приморский краевой драматический театр молодежи сегодня пакует багаж - труппа уезжает на гастроли в Хабаровск. Театр Тихоокеанского флота проводит необычную встречу со своими поклонниками, предложив заядлым театралам принять участие в обсуждении пьесы ирландского режиссера МакДонаха "Сиротливый запад", которая пока еще находится в начальной стадии - актерской читке.

Накануне корреспондент "РГ" задала несколько вопросов сразу трем режиссерам, которые возглавляют главные труппы Приморья. Признаемся, что собрать всех руководителей театров вместе практически невозможно. Мы решили устроить импровизированный круглый стол, объединив их на страницах "РГ".

Российская газета: У каждого театра свой зритель. При этом основная часть публики, приходящая на спектакли, - вовсе не театральные эстеты. На ваш взгляд, что сегодня хотели бы видеть зрители на сцене именно вашего театра?

Ефим Звеняцкий, художественный руководитель и главный режиссер краевого Академического театра имени Горького: Быть может, я скажу крамольную вещь, но считаю, что зритель третьего тысячелетия не хочет видеть на театральных подмостках так называемую современную пьесу, новомодных драматургов, которые не представляют собой яркое явление в театральном искусстве. Зритель хочет видеть русскую классику, которая не заменяет и не подменяет собой никакую другую драматургию, ибо она самодостаточна.

В океане современных пьес надо "вылавливать" по-настоящему интересные произведения и выискивать будущих классиков

Другое дело, что даже на обывательском уровне прочитанное классическое произведение в 18-25 лет трактуется совсем иначе, нежели в зрелом возрасте, и это всегда любопытно. Впрочем, и Вампилов, и Петрушевская - это уже классики, и публика с удовольствием идет на эти имена.

Интересен для зрителя и исторический спектакль с роскошными декорациями и массовыми сценами. Убеждаюсь в этом всякий раз, когда у нас в театре дают "Шута Балакирева" или "Бориса Годунова".

Конечно, публика ждет на сцене откровения, желает почувствовать эмоциональный накал страстей и испытать катарсис. Просчитать зрительский успех можно. Иное дело, ставя спектакль, не ожидаешь 100-процентного попадания, а оно происходит. Скажем, так было с "Поминальной молитвой". Почему? Для меня это всегда загадка!

Конечно, театр - это не музейный экспонат. Он дышит и живет днем сегодняшним. А понятие "модно - не модно", быть может, и не играет особой роли, если мы говорим о настоящем театральном искусстве.

Виктор Галкин, художественный руководитель Приморского краевого драматического театра молодежи: Признаюсь вам, что современная молодежь, идущая в театр, помимо социально значимых пьес, затрагивающих проблемы современного общества, несомненно, хотела бы видеть и так называемые легкие спектакли. Скажем, комедию или даже фарс. И если спектакль хорошо сделан режиссером, мастерски сыгран, то, поверьте, зритель с удовольствием идет на такие постановки. Особенно поколение сорокалетних, пресытившееся бесконечными однотипными сериалами и голливудскими блокбастерами. Скажу больше, все чаще в выходные дни я вижу не только на дневных, но и на вечерних спектаклях детей с родителями. Так называемый семейный просмотр вновь становится правилом хорошего тона.

Порой трудно угадать, что хочет увидеть зритель: сложную психологическую драму или легкую незатейливую комедию. Мне кажется, найти идеального зрителя невозможно. Но чаще в наш театр ходит молодежь, которая хочет увидеть на сцене любовь, проблемы отцов и детей, нравственного выбора. На мой взгляд, репертуар Театра молодежи дает пищу для размышления. Потому и "Детки", и "Узник пятой авеню", и "Город вурдалаков" пользуются зрительским вниманием. Конечно, по традиции на нашей сцене идут детские спектакли. Но сегодня и юный зритель хотел бы видеть современные инсценировки классических детских сказок. Детвора живет уже не теми книжками, на которых воспитывались мы, у них совсем иные герои. Скажем, Гарри Поттер им ближе, чем Иван Царевич.

Станислав Мальцев, главный режиссер Театра Тихоокеанского флота: Смею надеяться, что у нашего зрителя работает душа. Последние несколько лет театр ориентирован на классическую и современную российскую пьесу. И наша публика, приходя на спектакль, скорее надеется получить ответы на вопросы, которые волнуют ее в жизни, нежели просто, как говорят, отдохнуть. Безусловно, мы стараемся. Ведь театр - это прежде всего зрелище.

Институт семьи - тема, которая сегодня под пристальным вниманием нашего театра, и мне кажется, она столь же актуальна и для современного общества.

Признаюсь вам, что публика, которая любит французскую комедию в стиле антрепризных спектаклей - не совсем наша.

РГ: А какие постановки, на ваш взгляд, украсят репертуар вашего театра? Ориентируетесь ли вы при этом на зрительские пристрастия?

Звеняцкий: Сегодня я могу себе позволить ставить то, что волнует меня, чем живет моя душа, что заставляет меня переживать. Я вновь и вновь декларирую свое право ставить то, что сегодня не читают и не преподают в должном объеме на уроках литературы. Да, в репертуаре театра есть и психологическая драма, и комедия, и детские спектакли. Ибо к нам приходит публика с разным финансовым достатком и с различными эстетическими пристрастиями. Но, когда речь идет обо мне, то на сцене я хочу поставить "Игроков" Гоголя, "Бесов" Достоевского, "Женитьбу Фигаро" Бомарше. И, наконец, в планах театра постановка лермонтовского "Маскарада".

Я глубоко убежден, что театр своими спектаклями должен формировать и воспитывать хороший вкус у зрителя, а не наоборот.

Галкин: Прежде всего я хотел бы видеть в нашем театре новую сцену, современный зрительный зал, куда бы с удовольствием приходила публика. Театру молодежи уже давно нужна капитальная реконструкция!

Конечно, формируя репертуар, мы ориентируемся на зрителя. Нельзя ставить только то, что я хочу и что мне интересно, при этом не задумываясь, будет ли это востребовано публикой.

К новому театральному сезону мы готовим постановку по пьесе Горького "Последние". Спектакль о том, что сегодня молодым нельзя быть аутсайдерами, нельзя зависеть социально и финансово только от родителей. Мне кажется, что нашему зрителю это будет интересно. Как, впрочем, и спектакль, в основу которого лягут знаменитые "Денискины рассказы" Драгунского. Правда, главный герой будет уже взрослым человеком и сквозь призму своего возраста станет просматривать свои детские дневники.

Мальцев: На мой взгляд, оценку "хорошо" можно поставить театру, который выпускает спектакли, не похожие друг на друга. Без современной драматургии не может быть развития театра. Играть современников не только интересно для актера, но и актуально для публики. И потому в океане современных пьес надо "вылавливать" по-настоящему интересные произведения и выискивать будущих классиков. Яркий тому пример - платоновские "Дураки на периферии". Только на классических пьесах театр не может развиваться полноценно. Театральная лаборатория, быть может, мало интересует зрелого зрителя, но чертовски привлекает молодое поколение театралов. "Театр о человеке, через человека и для человека" - эта фраза моего учителя, народного артиста СССР, великого режиссера Андрея Гончарова стала и моим творческим кредо.

Театр Приморский край Дальний Восток