27.03.2008 02:43
Общество

В Челябинской области будет создан патронаж для беременных женщин из неблагополучных семей

Почему государство не может защитить новорожденных детей
Текст:  Михаил Пинкус (Мария Орлова, Челябинская область)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4622)
Читать на сайте RG.RU

Региональные министерства здравоохранения и социальных отношений договорились о создании специального патронажа для беременных женщин из неблагополучных семей. Чиновники рассчитывают, что новый специальный приказ позволит исключить жуткие случаи, когда молодые мамаши избавляются от новорожденных детей и выбрасывают их, как мусор. Корреспонденты "РГ" попытались выяснить, почему буксует система социального сопровождения будущих мам.


Пропавшие дети

Можно долго рассуждать о нравственном падении и нынешних нравах. Однако беда, по всей видимости, имеет вполне конкретные причины. О них говорится и в недавнем постановлении Челябинского областного суда к приговору убийцам двух новорожденных - мальчика и девочки. Они совершены в Златоусте с интервалом в полтора года - молодой мамочкой и ее сожителем. Суд приговорил их к 15 годам колонии. В постановлении на имя главы Златоуста Дмитрия Мигашкина судья Сергей Горбулин указал на отсутствие взаимодействия в работе социальных, медицинских и правоохранительных ведомств, которое позволило бы контролировать семьи из групп риска. По мнению суда, дикое по жестокости преступление в Златоусте могло быть предотвращено - утопленных, как котята, в тазике малышей можно было спасти!

Из материалов уголовного дела следует, что совершенные мамашей и ее сожителем в 2004 и 2006 годах убийства малышей выявлены только в 2007-м. После того, как инспектор по делам несовершеннолетних Мингазов решил проверить сигнал об асоциальном семействе. Подсудимая, уже имея двоих детей (семилетнюю дочь и четырехлетнего сына. - Ред.), злоупотребляла спиртным и уклонялась от воспитания малышей. Однажды забыла коляску с ребенком на улице и не могла вспомнить, где именно. Поведение мамочки не раз рассматривала комиссия по делам несовершеннолетних. Более того, распоряжением главы Златоуста от 7 ноября 2005 года над общим ребенком нерадивых родителей была установлена опека.

Казалось бы, неблагополучная семья должна была находиться на особом контроле у милиции и отдела охраны прав несовершеннолетних. Но о новых беременностях подсудимой там не знали. Хоть она и обращалась в поликлинику станции Златоуст, где у нее выявили 12-недельную беременность. На учет будущую мамочку не поставили, аборт она не сделала. Рожала детей дома и тут же избавлялась от них. Почему над ней не так и установили медицинский патронаж - следствие не установило.


Врачуют тело, а не души

Из обобщения судебно-следственной практики отдела по делам несовершеннолетних прокуратуры Челябинской области: "Органы образования, опеки, социальной защиты, здравоохранения, по делам молодежи, внутренних дел не всегда выявляют детей, находящихся в социально опасном положении, не занимают активную позицию по защите их прав".

В прошлом году жертвами преступлений на Южном Урале стали 5490 несовершеннолетних. Убиты 37. Почти треть из них (11 детей) - собственными родителями. Пятнадцать младенцев были найдены мертвыми в мусорных баках.

В этом году, по данным регионального управления Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ, два случая выбрасывания младенцев на мороз зарегистрированы в Магнитогорске (личность одной из матерей установлена). Один случай произошел в Челябинске (живого младенца выбросили в мусоропровод многоэтажки). Еще один, по счастью, не закончился смертью малыша. Мать выбросила дочь в возрасте четырех дней от роду со второго этажа родильного отделения ("РГ" сообщила об этом в материале "Младенец на снегу" 14 марта).

По данным областной прокуратуры, в области 6660 асоциальных семей, в них проживает 11 699 детей.

На учете в отделе по делам несовершеннолетних ГУВД области таких семей 2415. Причем ежегодно в поле зрения милиции попадает 1300-1400 новых. Каждое ведомство делает свое дело: одни выявляют, другие наказывают. Но общей статистики нет.

- Чтобы повлиять на ситуацию, нужно вернуться к методу кнута и пряника: ужесточить наказания за неисполнение родительских обязанностей и одновременно протянуть сбившимся с пути родителям руку помощи, - считает Александр Пшенников, заместитель начальника отдела ПДН ГУВД Челябинской области. - Интересная форма работы с асоциальными семьями организована в горнозаводской зоне. В Ашинском, Катав-Ивановском, Усть-Катавском, Саткинском районах и Златоустовском округе на федеральные средства (около 20 миллионов рублей ежегодно) за неблагополучными семьями установлен социальный патронаж. Результаты есть - число семей группы риска в этих территориях сократилось в пять (!) раз, а детей, отправляемых в детские дома, стало меньше на 38 процентов. Хорошо бы распространить этот опыт на всю область. Кстати, недавно им заинтересовался министр внутренних дел Рашид Нургалиев, возглавляющий Федеральную комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей.

Но пока даже в местном минздраве не могут подсчитать, сколько же в Челябинской области асоциальных женщин оказалось в интересном положении. Специального учета пьющих, наркоманок, лишенных родительских прав беременных до последнего времени никто не вел. Есть только шокирующая статистика: за последние три года число алкоголичек увеличилось с 6800 до 9800, наркоманок - с 1400 до 2200. По логике вещей, за такими женщинами в случае их беременности и устанавливается специальный патронаж. Врач акушер-гинеколог или педиатр из районной женской консультации обязан прийти к такой женщине и оценить социально-бытовые условия, в которых живет она и будет жить ее будущий ребенок. Как говорят в минздраве, целая армия медсестер и акушерок ищет по районам нерадивых беременных.

- Но женщина может просто не открыть дверь, - говорит Виктория Сахарова, консультант отдела организации медпомощи матерям и детям минздрава. - Она может уйти в запой, жить на улице и ночевать в канализации. Женщина имеет полное право не пустить медиков или социальных работников: ее жизнь - это ее личное дело. Хочет - беременеет, не хочет - нет.

К тому же по закону будущий ребенок - плод - еще не гражданин РФ, еще не человек. Поэтому и права его защищать никто не может. Впрочем, зачастую медики и соцработники просто не догадываются о беременности женщины из групп риска - узнают о ней, когда мамаша приходит в женскую консультацию или подает документы на льготы как малообеспеченная.

- Пока к нам не поступят эти сведения, мы ничего не знаем об этой женщине, - говорит Виктория Сахарова. - Но они предпочитают никуда не обращаться и рожать на дому. У нас есть сведения об алкоголичках и наркоманках, но ведь врачи не могут каждый рабочий день начинать с обхода этих 12 тысяч женщин, задавая им один вопрос: а не беременны ли вы?!

Впрочем, даже достоверные сведения могут сулить медикам неприятности. В одном из районов области акушерке сообщили, что появилась новая беременная из числа асоциальных. Акушерка чуть ли не силком привела женщину в ФАП, провела обследование. Но в результате бомжиха подала на акушерку в суд за нарушение ее прав и свобод. Через месяц выяснилось, что она все-таки беременная.


Задача со всеми неизвестными

Отсутствие информации о беременных, за которыми надо установить патронаж, лишь внешняя сторона проблемы. Чиновники давно продумали все возможные способы профилактики младенческой смертности в асоциальных семьях. Женщинам бесплатно выдают средства контрацепции. По желанию самой женщины, у которой уже есть двое детей, но нет работы и возраст не менее 35 лет, возможна стерилизация. В области не так уж редки случаи, когда по решению медкомиссии таких асоциальных мамаш с их согласия стерилизуют.

Другую возможность сохранить жизни будущим матерям и будущим детям нашли в Пласте. Глава администрации за счет бюджета купил для 16 беременных неопределенного социального статуса путевки в санаторий. Двадцать один день будущих мамаш лечили, обследовали, делали с ними гимнастику. Не для каждой здоровой работающей женщины, которая ждет ребенка, предусмотрены такие условия. Этим - нездоровым и неработающим - нужно только прийти в органы соцзащиты - и будут ей льготы, и материальная помощь (от одной до десяти тысяч рублей), и контрацепция, и патронаж.

- Главной проблемой была несогласованность работы всех служб, - признают в минздраве. - Нам нужен был особый приказ, чтобы просто узаконить патронат, чтобы мы могли на законных основаниях привлечь в помощь медикам или социальным работникам правоохранительные органы.


Приказ в помощь

"Несогласованность служб" доходила до банального перекладывания ответственности за положение женщин и детей, оказавшихся на грани, с министерства на министерство. В конце прошлого года два министерства наконец-то договорились создать межведомственный патронаж. Договорились создать единый реестр всех женщин, попавших в трудные жизненные условия. Сюда войдут и данные об алкоголичках, наркоманках. К ним добавят всех лишенных родительских прав, все неблагополучные и неполные семьи - к ним могут отнести и ожидающую ребенка 18-летнюю неработающую и незамужнюю девушку. Поскольку ей нужна материальная поддержка.

Решили в каждой женской консультации открыть особые медико-социальные кабинеты и ввести в штат специального социального работника. В огромном количестве будут закупаться средства контрацепции. А сами медики согласно приказу будут теперь не только ходить по домам, осматривать женщин и лечение, но и заполнять социальную карту женщины и отдельно - социальную карту семьи. Составлять "план мероприятий по планированию семьи и контрацепции у женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации".

- Новый приказ поможет скоординировать работу медиков и социальных работников, чтобы число социально незащищенных семей не увеличивалось, - говорит Татьяна Чиркова, первый заместитель министра социальных отношений Челябинской области. - До недавнего времени минздрав заставлял нас покупать женщинам из таких семей средства контрацепции. Но это же не задача для социального работника! Женщина состоит на учете в женской консультации. Там есть телефоны нашей службы, и врач может направить к нам. Мы окажем разовую материальную помощь - до 1000 рублей. Если требуется большая помощь, мы пишем запрос помощнику губернатора. Максимальная сумма - 10 тысяч рублей. Если необходимо еще больше, разрешение должен дать сам губернатор. Сколько беременных мам взяты под патронаж с начала года - этих цифр пока нет.

Сейчас пока только в трех районах Челябинской области - Коркино, Пласте и Уйском - успели и кабинет открыть, и соцработника найти, и контрацептивами женщин снабдить (60 человек из группы риска. - Ред.). Предварительные реестры по асоциальным семьям составлены еще в 19 территориях (48 процентов). Предварительные сводки по всей области в минздраве ждут только к концу апреля.

Мнения

Александр Тараданов, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии педагогического университета:

- Причины убийств новорожденных детей нужно искать не в министерствах. Раньше же любой поступок, выходящий за рамки морали, вызывал мощную волну общественного осуждения и репрессивные меры. Работали в том числе и идеологические факторы.

Конечно, такие преступления совершаются в состоянии аффекта. Но беда в том, что у людей сегодня это состояние перманентное. Нужен очень незначительный толчок, чтобы выбросить только что родившегося ребенка из окна или оставить его жить. Прибавьте к этому то обстоятельство, что женщина-детоубийца перестает чувствовать за собой вину. Да и нынешнее общество готово оправдать те социальные ступени, которые привели женщину к такому преступлению: нищета, социальные болезни…

В семье, ценность которой утрачена, тоже существует готовность к преступлениям. Мы убили семью как основу социологизации. Раньше работали сдерживающие факторы, а сейчас их нет. Ничего удивительно, экстраординарного в этом нет. А семейные ценности сейчас устанавливаются только на словах.

Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области:

- Помощь социальных служб должна стать более адресной. И, конечно же, в роддомах должны обращать внимание на матерей, которых никто не навещает, не поздравляет. Именно в эти дни таким женщинам и надо рассказывать обо всех социальных выплатах, о помощи государства. Добра в человеке все-таки больше, чем зла. Но если мать думает, что ей никто в будущем не поможет, то зло, пока она не привязалась к ребенку, способно одержать верх.

Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы РФ, член комитета по законодательству:

- Ужесточением наказания за подобные преступления или экзотическими мерами вроде принудительной стерилизации проблему, конечно, не решить. Тем более что своих новорожденных детей убивают как женщины группы риска, так и вполне благополучные семейные дамы. Матери тогда не будут убивать младенцев, когда уже во время беременности будут понимать, что после рождения ребенка не останутся без поддержки. И эту помощь должно оказывать государство, если помочь больше некому, чтобы дети матерям не были в тягость.

Демография Семья и дети Челябинская область Урал и Западная Сибирь