28.03.2008 01:00
Общество

Объявлены претенденты на главную премию в области детской литературы

Объявлены претенденты на главную премию в области детской литературы
Текст:  Полина Клюкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4624)
Читать на сайте RG.RU

В библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова прошло своего рода родительское собрание: объявили открытым третий сезон Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".

Обсуждали "успеваемость" авторов и актуальные тенденции детской литературы координатор Литературного совета премии "Заветная мечта", ответственный секретарь журнала "Новый мир" Михаил Бутов, исполнительный директор премии Людмила Омельяненко и юный любитель Харуки Мураками, представитель детского жюри, ученик 11-го класса школы N 2 города Краснодара Игорь Синельников. Ведущим и классным руководителем стал Александр Гаврилов, главный редактор газеты "Книжное обозрение". В роли завуча и председателя жюри премии "Заветная мечта" выступил "вредный советчик" Григорий Остер.

Цель премии - знакомство педагогов, родителей, издателей, книготорговых организаций и, наконец, читателя с перворазрядными художественными произведениями в области детской литературы. В этом году она пополнилась еще одной номинацией: "За лучшее произведение о жизни современных детей и подростков".

Не только произведения российских авторов могут претендовать на премию. Австрия, Азербайджан, Белоруссия, Великобритания, Германия, Дания... всего было подано более 5000 произведений, претендующих на призовой фонд "Заветной мечты" в 2,5 миллиона рублей. Вместе с авторами премии получат и издательства. Произведения-лауреаты затем издаются благотворительным тиражом в 150 000 экземпляров и бесплатно рассылаются во все детские библиотеки страны.

Своими впечатлениями о премии поделился Михаил Бутов:

- Плохо, что детская литература не профессионализируется, авторами становятся порой те, кто только взялся за перо. Но я замечаю, что авторы, получившие у нас премию, начинают издаваться. В прошлом году мы погибали под валом фэнтези, было ощущение, что реальности люди не видят. В этом году все поменялось. Если посмотреть на список, то мы увидим, что стали писать экзистенциальные, психологические вещи. Нет в этом году и книг про животных. Но я все-таки нашел две повести одного автора и поставил обе в список. Не хватает драматургии. Драматургическая жизнь замкнулась, они настолько плотно сидят в своих коконах, что мы их не видим.

О проблемах детской литературы мы также поговорили с Григорием Остером.

Российская газета: Изменились ли традиции детской литературы?

Григорий Остер: Нет, они были всегда одинаковые, есть лишь антураж.

РГ: А надо ли детскому писателю подстраиваться под нынешние интересы детей? Все-таки жизнь сильно изменилась.

Остер: Только в рамках того же антуража. Просто чтобы дети тебя поняли, надо разговаривать с ними на одном языке.

РГ: Ваш критерий хорошей детской литературы?

Остер: Когда видишь, как ребенок читает книгу и смеется, то это хорошая литература, а когда он зевает - плохая.

Образ жизни Литература