С сегодняшнего дня рыболовные суда в российских портах будут ставить под разгрузку за 3 часа, а не за трое суток, как это было принято прежде. "Российская газета" публикует соответствующее постановление правительства. Этот документ упрощает путь рыбы на родной берег. В результате, по замыслу, рыбы на отечественном рынке станет больше, появятся новые рабочие места на перерабатывающих предприятиях.
Вчера на пресс-конференции в Москве Андрей Крайний рассказал о новом документе, который должен послужить во благо и рыбакам, и едокам. Теперь на судно с грузом рыбы будет подниматься только одна комиссия. Если улов прибыл из прибрежной двенадцатимильной зоны, проверять его будут только портовые власти и пограничники. Если из двухсот-мильной исключительной экономической зоны России, к ним присоединятся таможенники. Рыбу из дальних стран проконтролирует еще и ветеринар.
До сих пор рыбаков в порту инспектировали почти два десятка ведомств. Одних ветеринаров бывало по шесть - федеральных, городских, областных и каких-то еще. Причем приходили они по очереди. Из-за этого пароходы с рыбой днями ждали разгрузки. Каждые сутки в порту обходятся рыбакам в 12 тысяч долларов, не считая упущенной выгоды. Поэтому многие капитаны предпочитали заходить в норвежские, японские, южно-корейские и китайсткие порты, где дожидаться разгрузки приходится не более двух часов.
Документ о предельной стоянке судна в порту приобретет особую значимость уже с 1 января 2009 года, когда вся рыба из российской двухсотмильной зоны должна будет проходить таможню на российской территории. "Добросовестные рыбаки вернутся в порт, - заявил на пресс-конференции Андрей Крайний. - А с "черными браконьерами" мы намерены бороться силовыми методами".
Впрочем, одних организационных мер, видимо, не хватит для того, чтобы исправно принимать всю рыбу на российский берег, перерабатывать ее, а уже затем часть продукции отправлять на экспорт. За последние 15 лет портовое хозяйство пришло в упадок. Поэтому Госкомрыболовство разработало проект федеральной целевой программы развития рыболовства стоимостью 62 миллиарда рублей. 32 из них должен выделить федеральный бюджет. Остальное даст бизнес. Причем государственные деньги пойдут на строительство и модернизацию портов, а также на строительство научно-исследовательских и рыбоохранных судов. Бизнес же вложит деньги в предприятия переработки в обновленных портах и в строительство промысловых судов.
На момент подписания номера минэкономразвития уже согласовало проект программы, а Андрей Крайний направился в минфин, чтобы согласовать срок начала действия программы. Рыбаки хотели бы начать уже в следующем году, финансисты предлагают подождать до 2010-го. При этом Андрей Крайний полагает, что проект федеральной целевой программы будет внесен в правительство в ближайшие дни.
Кстати, вчера истекал срок внесения в правительство еще одного "рыбного" документа - закона о защите осетровых рыб. Этот закон не ограничивает возможности бизнеса в аквакультуре - выращивании осетров и получении икры на специальных рыбоводных заводах. Однако ловить реликтовых рыб в естественной среде будет исключительно государство. Браконьерское лобби торпедировало этот законопроект в течение пяти лет. За это время стадо осетров сократилось до такой степени, что и ловить уже практически нечего. "Осетры действительно находятся на грани исчезновения", - заявил Андрей Крайний. И обратился к аудитории присутствовавших на пресс-конференции средств массовой информации: "Если вы покупаете черную икру, вы своими деньгами способствуете браконьерам. И ваши дети увидят осетров только на картинке". Промышленный лов осетров в России запрещен, конфискованную икру государство должно уничтожать. Андрей Крайний заявил также, что выступает за запрет и научного лова осетров. Эту инициативу он намерен донести до своих коллег пяти прикаспийских государств.