Ни одна партия не может уверенно называть себя партией большинства, пока не переживет три электоральных цикла. "Единая Россия" сейчас вступила в третий, самый важный для себя этап, и о ближайших партийных планах "РГ" согласился рассказать руководитель центрального исполкома партии Андрей Воробьев.
Российская газета: Андрей Юрьевич, в апреле у "Единой России" должен пройти съезд, в чем причина такой спешки, может быть, нам следует ожидать перестановок в руководстве партии?
Воробьев: Спешки здесь никакой нет. По уставу партии съезд проходит не реже одного раза в год, поэтому очевидно было полагать, что в этом году съезд будет проходить весной или осенью. В начале года мы стали свидетелями ярких и очень важных политических событий. Я имею в виду не только парламентскую кампанию, выигранную партией под лозунгом "План Путина", но и президентскую кампанию, когда была впервые заявлена "Стратегия развития страны до 2020 года". На выборах абсолютное большинство россиян поддержало этот курс, был получен мандат доверия на его реализацию.
Поэтому сегодня нам необходимо разработать механизм пошаговой реализации "Стратегии-2020". Мы не будем откладывать выполнение своих обязательств в долгий ящик. В рамках законодательной работы в Госдуме и региональных парламентах нам предстоит предусмотреть подготовку законопроектов, которые и станут инструментом выполнения "Стратегии-2020". Именно проработка этих вопросов - главная тема IX съезда партии. Поэтому рассмотрение кадровых вопросов и поправок в устав на этом съезде не предусмотрено.
РГ: А вас не беспокоит тот факт, что документа под названием "Стратегия развития страны до 2020 года" как такового все еще нет? Да, есть выступление Владимира Путина на Госсовете, есть речь Дмитрия Медведева в Красноярске, но официально текста "Стратегии", по которому "единороссам" уже предложено готовить законопроекты, все еще не видно...
Воробьев: Над содержанием документа как раз идет работа. Это должен быть серьезный, со множественными слагаемыми текст, и наш съезд внесет свою лепту в эту работу. Понимаете, ведь у всех, кто ходил и кто не ходил на выборы в декабре и в марте, есть ожидание дальнейших перемен к лучшему. И мы должны дать ответы на эти справедливые ожидания.
РГ: Понятно, что для таких задач партии нужен большой актив, но на какой цифре вы планируете остановиться?
Воробьев: Сегодня в партии 1 миллион 800 тысяч человек. Более того, заявления, которые поступили к нам, но еще не занесены в партийный реестр, пока оформляются, позволяют предположить, что к апрелю у нас с большой долей вероятности будет 2 миллиона человек. Конечно, нам важно обеспечить качество партийных рядов. Это означает, что вступивший в "Единую Россию" гражданин не просто готов участвовать в различных конференциях, но и разъяснять суть нашей идеологии. Случайных людей, пришедших в партию из корыстных соображений, будем исключать. Так что нам сегодня необходимо понять, для чего человек вступает в "Единую Россию", и предоставить ему возможности реализовать себя - работать в первичной организации, или участвовать в дискуссионном клубе, или он может проявить себя в агитационных проектах, или оказать партии финансовую помощь.
РГ: А что вы думаете о предложениях провести кадровую "чистку" в партии - ведь ее предлагали не только ваши оппоненты, но даже и Владимир Путин (в ноябре прошлого года в Красноярске он признал, что к "таким структурам, как правило, стараются примазываться всякие проходимцы и часто им это удается")?
Воробьев: Мы считаем, что именно качество партийных рядов определяет дееспособность организации. Для того чтобы партия была конкурентоспособной и соответствовала требованиям XXI века, мы и поддерживаем процессы ротации в руководящих органах, проводим обновление на региональном уровне, привлекаем в политсоветы, в региональные исполкомы людей новых, интересных, успешных. Если бы "Единая Россия" этого не делала, то и уровень поддержки партии не был бы столь высок. Подтверждением эффективности нашей работы является и тот поток людей, которые постоянно обращаются в наши общественные приемные - они знают, что там им помогут, что там та самая власть в шаговой доступности.
Мы не ведем какой-то статистики по тем, кто вышел из партии. Вопрос об исключении на самом деле чаще ставят местные отделения - там ведь все про всех знают. Мне кажется, что если человек ответственно относится ко всему, что делает, и хочет принести пользу обществу, то он действительно нужен партии.
РГ: Вы руководите ЦИК партии, курируете все оргвопросы, в том числе и партийные взносы. Сейчас это модная тема - КПРФ ввела партмаксимум, СПС обсуждает необходимость ввести взносы - а вот сколько вносят в бюджет партии рядовые "единороссы" и вообще, насколько оправданны слухи о том, что "Единая Россия" - самая богатая партия?
Воробьев: Не нужно забывать, что мы единственная политическая организация, обладающая разветвленной сетью региональных и местных отделений. А любая деятельность, тем более активная деятельность, предполагает расходование средств. Да, в уставе предусмотрено, что член партии обязан платить взносы. Но мы к этому относимся с большим пониманием, размер взноса по большому счету не регламентирован, но должен быть не менее 6 рублей в квартал. То есть в принципе мы считаем, что член партии должен платить комфортную для него сумму. Здесь важна больше дисциплина, нежели размер участия. Сегодня по средствам взносов мы формируем только 10, может быть 12 процентов своего бюджета. Но для политической партии главное богатство - доверие избирателей. В этом смысле мы действительно самая богатая партия в России.
РГ: Последние решения руководящих органов партии заставляют задуматься о том, что у "единороссов" проблемы с губернаторами. Почему вы стали убирать их с руководящих постов в региональных отделениях?
Воробьев: Мы не испытываем никакой неловкости по поводу того, что успешные, уважаемые первые лица субъектов Федерации или мэры состоят в нашей партии. Наоборот, гордимся тем, что люди, пользующиеся доверием на местах, входят в нашу организацию - это системные, опытные государственные деятели. У нас был ответственный период - две избирательные кампании федерального уровня - и в тех регионах, где в организации была сложная ситуация, мы обращались к главам субъектов Федерации с предложением возглавить региональные отделения. Сейчас наступает новый этап, уже выросли в партии люди, которым мы можем доверить бразды правления (например, в Ингушетии, в Чечне) и которые могут заниматься партстроительством системно, на постоянной основе.
РГ: Насколько справедливы обвинения в том, что партия большинства, а у вас сейчас большинство во всех законодательных собраниях, не умеет сотрудничать с оппозицией, не предоставляет оппонентам постов на региональном уровне?
Воробьев: Последние восемь лет политическая культура стремительно развивается. Сотрудничество с политическими партиями, безусловно, неотъемлемая часть политического процесса, и вы видите, что в Госдуме "Единая Россия", имея конституционное большинство, предоставила оппозиции возможность возглавить ряд комитетов. И на региональном уровне у нас есть примеры конструктивного сотрудничества - в Туве, в Волгограде, в Санкт-Петербурге. Сотрудничество - это кропотливый, многосторонний процесс, мы будем развивать его на всех уровнях.