Группа исследователей из США объявила о научном открытии, претендующем на роль мировой сенсации. В одном из парижских архивов американским ученым удалось обнаружить звукозапись, которая была сделана еще до изобретения фонографа Эдисона.
Находка представляет собой 10-секундный фрагмент французской народной песни "При свете луны", запечатленный, по всей видимости, 9 апреля 1860 года. То есть за 17 лет до того, как Томас Эдисон придумал звукозаписывающее устройство, которое принесло ему мировую славу.
Автором обнаруженной реликвии был некто Эдуард-Леон Скотт, стенографист и библиотекарь. Он создал звукозаписывающее устройство, которое состояло из рупора, соединенного с пером. С помощью пера звуковые волны переносились на листы бумаги, предварительно закопченные масляной лампой, то есть были буквально "процарапаны" сквозь слой копоти.
Звукозапись Скотта не предназначалась для проигрывания, а скорее являлась стенограммой звука, его визуальным отображением. Группа ученых, обнаруживших фрагмент, расшифровала его при помощи компьютера. Песня оказалась едва различимой из-за скрипов и шорохов, однако исследователям удалось определить, что ее исполняет женщина или ребенок.
Также выяснилось, что в своих мемуарах, опубликованных уже после первых экспериментов Эдисона со звукозаписью, Скотт критиковал ученого за неверное понимание идеи фонографа как средства воспроизведения записанного звука. Предназначением фонографа стенографист считал лишь визуальное запечатление звука. Всю жизнь Скотт был убежден, что Эдисон незаконно использовал его идеи для своего изобретения.
Олег Ноздрин, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела современных технологий Политехнического музея:
- Безусловно, найденная запись была уникальной для своего времени. Как, впрочем, и для наших дней: ведь она является интересным историческим свидетельством. Но это нисколько не умаляет заслуг изобретателя первого фонографа Томаса Эдисона. Сделать звуковую запись легко, а вот воспроизвести ее - гораздо более сложная задача.
Сейчас на компьютере действительно можно расшифровать обнаруженный фрагмент. Но зачем было делать запись тогда, в 1860 году? Пока мы не поймем, как ее воспроизводили, мы не узнаем цели этого эксперимента. По всей видимости, он лишен смысла. На закопченной бумаге записали звуки, остался след. Это интересно, но не более того.
Кроме того, несколько лет назад ученые обнаружили звукозапись, сделанную на глиняных черепках. Когда эти осколки - еще не зная, что там что-то есть - начали обрабатывать специальным акустическим образом, оказалось, что на них при помощи гончарного круга была записана звуковая информация.
Скорее всего это произошло случайно. Гончар во время работы над каким-то изделием пел песню, а потом оно разбилось, и мастер его выкинул. Прошло много лет, прежде чем ученые, используя современные методы, нашли на черепках звук. На осколках глины четко прослушивался голос. Обратите внимание, речь идет о записях, созданных за несколько веков до 1860 года.
Позднее французский естествоиспытатель Шарль Кро делал записи на закопченной пластинке. Но он тоже не представил аппарат для воспроизведения звука. Поэтому патент получил не Кро, а его современник Эдисон. Эдисона, кстати, на протяжении всей жизни многие критиковали, пытались оспорить его право на то или иное изобретение. Но причина не в том, что он кого-то обманул. Просто Эдисон своими исследованиями опережал других ученых.