31.03.2008 03:00
Общество

"Синий суп" получил главную премию в области современного искусства "Инновация"

Вручены премии в области современного искусства "Инновация"
Текст:  Михаил Боде
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4625)
Читать на сайте RG.RU

Хотя денежные вознаграждения не слишком большие - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей, лауреаты должны чувствовать себя польщенными высоким вниманием.

Высота этого внимания определяется тем, что премия "Инновация" учреждена Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства. И в художественных кругах она считается государственной. Разумеется, по сравнению с частными премиями в области современного искусства, такими, как "Черный квадрат" или "Премия Кандинского", бюджет "Инновации" довольно скромен. Однако если взять во внимание художников и кураторов из регионов, то для них и такие деньги весьма существенны.

Нынешнюю церемонию вручения премии обставили как театрализованное представление, как некий парад на Красной площади, где с "Лобного места" ведущая Татьяна Друбич вызывала на подиум лауреатов и конферансье по каждой номинации. И, как обычно, начали с "маленьких". Премию в номинации "Новая генерация" получила Ирина Корина за свой редизайн (то есть дизайн "навыворот" или нефункциональный), иронично обыгрывающий нелепости евроремонта и еврообстановки. А чтобы дополнительно поощрить молодежь, "Фонд Стелла" тут же наградил и ее товарку Анну Желудь за приблизительно такой же опус. Надо заметить, что этот частный премиальный приварок оказался куда более заманчивым: как-никак, а речь шла о творческой командировке на виллу писателя Джеральда Даррелла на острове Корфу.

Среди региональных проектов в лауреаты вышел Арсений Сергеев с его "Длинными историями Екатеринбурга". Суть их - в художественном камуфлировании стен, заборов и брандмауэров промзон столицы Урала силами местных граффитистов. В той же номинации Музей им. Сахарова отметил проект Сергея Ковалевского из Красноярска, организовавшего Красноярскую музейную биеннале "Чертеж Сибири". Денег лауреат, правда, не получил, но руку ему пожали со значением.

В разделе "Теория, критика, искусствознание" наконец-то был замечен преподаватель МГУ Андрей Ковалев, уже второй раз номинирующийся на "Инновацию". Его премировали за монументальную книгу-альбом "Российский акционизм. 1990-2000", выпущенную издательством Agey Tomesh

WAM. Уже за одно терпение и муки воспоминаний, с какими он собирал распыленный фотоматериал "горячечных 1990-х", Ковалева следовало бы отметить. C режиссированным выглядело последовавшее награждение как раз одного из главных акционистов 1990-х Олега Кулика, отмеченного, правда, в номинации "Кураторский проект" за прошлогоднюю нашумевшую выставку "Верю". В той же категории еще один частный фонд "Ты и искусство" премировал проект Виталия Пацюкова "То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная акустика". Вероятно, для того, чтобы кураторы не перевелись. Особым вниманием почтили поэта и художника Дмитрия Александровича Пригова, скончавшегося в прошлом году ("За творческий вклад в развитие современного искусства"), и благодетеля русских художников и Российского павильона в Венеции мецената Альберто Сандретти ("За поддержку современного искусства России").

В самой главной номинации "Произведение визуального искусства" победил "трехголовый" автор, то есть группа художников "Синий суп" Алексей Добров, Даниил Лебедев и Валерий Патконен, создавших почти медитативную фото- или даже видеоинсталляцию "Озеро".

Образ жизни Актуальное искусство