31.03.2008 05:00
Общество

Усилиями правительства Москвы и руководства МГУ в университете создается уникальный Медицинский центр

Усилиями правительства Москвы и руководства МГУ в университете создается уникальный Медицинский центр
Текст:  Юрий Лужков (мэр Москвы) Виктор Садовничий (ректор Московского университета)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4625)
Читать на сайте RG.RU

В девяностые годы слово "наука" и слово "нищета" по сути означали одно и то же. Тогда на нас тяжким грузом висел клубок ошибок: старых, доставшихся в наследство от советской эпохи, и новых, которые власти успели совершить за первые годы новейшей истории.

Все это отбросило развитие страны вспять по крайней мере на три десятка лет. И лишь в последние восемь лет Россия стала восстанавливать свой потенциал. И сегодня наша страна открывает новую страницу своей истории. Восемь лет тяжкого труда, восемь лет общих усилий понадобилось нам, чтобы вновь обратиться к главной ценности - к человеку. К качеству жизни человека. И эта ценность имеет непосредственное отношение к науке. Потому что качество жизни определяется не только тем, как живет человек, но и чем он живет.

Сегодня много говорится о важности "человеческого капитала" для будущего страны, о необходимости "сбережения народа". Причем не только говорится, но и делается. Реализуется национальный проект в сфере здравоохранения. В Москве его эффективность была усилена соответствующими городскими социальными программами. В итоге продолжительность жизни в столице - одна из самых высоких по стране, за последние десять лет она выросла в среднем на четыре года.

Государство предприняло серьезные шаги в плане стимулирования рождаемости. Но следует признать, что в данной сфере действуют мощные стереотипы общественного сознания. Почти во всех наиболее развитых странах господствует установка на малодетную семью. Преодолеть ее - задача на десятилетия.

Поэтому, не ослабляя усилий в деле рождаемости, надо очень предметно взяться за еще одну проблему, которая является болевой точкой нашей страны. Несмотря на экономический рост, на наши необъятные ресурсы, мы сегодня продолжаем иметь смертность военного времени. Каждый второй мужчина не доживает до 60 лет. Мы недостаточно ценим человеческую жизнь - и свою собственную, и жизнь соседа. Это - недопустимо!

Немцы, японцы, американцы, выйдя на пенсию, до восьмидесяти путешествуют потом по всему белому свету. И дело ведь здесь не в одних деньгах. Чтобы в семьдесят лет накручивать пешком по альпийским тропинкам, надо здоровье уметь сохранить. В Японии - и возрастная структура населения хуже, и доля детей меньше, и коэффициент рождаемости ниже российского, а страна обходится без иммигрантов. Потому что люди в основном здоровы.

Вот здесь наша главная, стратегическая задача - сберечь человеческую жизнь и продлить ее здоровую, активную, деятельную часть.

Российская нация не выживет, если не осознает взаимную ответственность государства и граждан за сбережение каждой человеческой жизни. Человек, гражданин России - вот цель государственной политики. Человек есть основа и главное условие нашего суверенитета. Без него и ракеты наши, и место в Совете безопасности, и даже неиссякаемые сегодня энергоресурсы когда-нибудь окажутся обесцененными.

Чтобы на практике реализовать эту философию, необходимо опережающее развитие здравоохранения и медицинской науки. Только высококачественное здравоохранение обеспечит сохранение и приумножение высококачественного "человеческого капитала". Сегодня уже обозначены некоторые перспективы развития национальных проектов, их дальнейшего превращения в более существенную и разностороннюю систему государственных программ.

Очень важно, чтобы здравоохранение развивалось гармонично, без шараханий, как это у нас иногда бывает - подняли зарплату участковым, сразу возник дефицит врачей-специалистов. И болезни нельзя делить на более актуальные и менее. Надо, условно говоря, и операцию аппендицита совершенствовать, и быть готовыми к болезням богатого общества, к болезням - издержкам цивилизации. Медицина всякая нужна - и обычная, где каждый шаг по инструкции, и экспериментальная, где движение вперед должно опираться на фундамент передовой науки.

Совместным вкладом правительства Москвы и Московского университета в медицинскую науку, в завтрашнее здоровье нации является реализуемый в настоящее время проект создания уникального Медицинского центра МГУ. Сегодня "объект" практически завершен. Вокруг него циркулирует немало легенд. Вероятно, не все сегодня могут в полной мере оценить и тот масштаб задач, которые предполагается решать.

Научная деятельность Медицинского центра должна соответствовать двум главным критериям. Во-первых, вековой традиции медицинского образования в Московском университете. Во-вторых, ключевым тенденциям развития мировой и отечественной медицинской науки.

История медицины в Московском университете делалась великими людьми. Собственно, с него российская медицина и началась. В начале девятнадцатого столетия, в эпоху александровских преобразований, факультет получил то, без чего он не мог развиваться, - собственную клиническую базу. И хоть база эта была невелика, она позволила преодолеть "теоретический" уклон в подготовке врачей. Профессура обрела твердую почву для исследований и экспериментов, а студенты - так необходимые в их профессии наглядность и опыт.

История жестока, особенно к медикам и медицине. Их состоятельность она проверяет самым страшным - войной. Когда грянула Отечественная война 1812 года, оказалось, что в Московском университете готовят не просто хороших врачей, но подлинных подвижников своего дела. Декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров свидетельствовал, что факультет фактически закрылся, потому что студенты и профессора все были на поле брани, одни - как воины, другие - как врачи. Многие не вернулись в аудитории. После завершения французской кампании профессор Мудров быстро восстановил учебный и научный процесс, но, к сожалению, в 1831 году он погиб, спасая Петербург от холеры.

XIX век - век интенсивного развития российской медицины. Выпускники и профессора Московского университета Николай Иванович Пирогов, Иван Михайлович Сеченов, Сергей Петрович Боткин, Николай Васильевич Склифосовский, Нил Федорович Филатов, Сергей Сергеевич Корсаков, Владимир Федорович Снегирев, Владимир Петрович Сербский, Федор Федорович Эрисман - вот самый краткий список имен, которые золотыми буквами вписаны в ее историю.

Особое место в истории российской медицины и ее становления в стенах Московского университета занимает Сергей Петрович Боткин - выпускник 1855 года. Идеалом Боткина было превращение клинической медицины в точную науку, стремление подвести под нее научную базу и если не математические формулы, то, по крайней мере, данные физики и химии. То есть фундаментальных наук. Выражаясь современным языком, университет есть та площадка, где такое единение возможно - в опоре на научный потенциал дружественных факультетов.

Во второй половине XIX века медицинская наука в Московском университете уже находилась на мировом уровне, зачастую определяя его. Посещая европейские клиники, Сергей Петрович Боткин критически оценивал работу коллег. Характерно его высказывание о знаменитом парижском клиницисте Армане Труссо (1801-1867): "Он делает впечатление не столько ученого, профессора, сколько оратора, адвоката. Клинику Труссо держит рутинно, лечение назначает совершенно эмпирически".

К XII Международному съезду врачей в Москве в 1897 году Московский университет сделал, без преувеличения, исторический шаг - на Девичьем поле был открыт Клинический городок. Там было тринадцать клиник и шесть специализированных институтов. Это дало мощный стимул и развитию науки, и совершенствованию медицинского образования.

Тяжелейшим испытаниям подвергся университет в годы Первой мировой войны и последовавшей революционной смуты. Но какие бы переломы ни происходили в истории, научная мысль не знала остановки. В истории медицины первой трети XX века огромную роль сыграли великие врачи, профессора университета Григорий Иванович Россолимо, Петр Андреевич Минаков, Петр Борисович Ганнушкин, Николай Нилович Бурденко.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов Московский университет был фактически разрушен. Были преобразованы в самостоятельные вузы юридический и химический факультеты. Та же судьба постигла геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. В 1930 году из университета был выведен медицинский факультет, на основе которого образован 1-й Московский медицинский институт (впоследствии - Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова). На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории. В соответствии со своими представлениями о целесообразности власти полностью перекроили учебный процесс - был введен так называемый "бригадно-лабораторный метод" обучения. Лекции отменялись, проработка учебного материала отдавалась на усмотрение студенческих бригад, а индивидуальный экзамен заменен их коллективными отчетами.

Не будем сейчас гадать, какими соображениями руководствовались те люди, которые принимали эти "государственные" решения. Но, возвращая медицину в Московский университет, мы не должны забывать, в какие мрачные времена она была изгнана из него.

В апреле 1992 года был сделан первый шаг к возрождению университетской медицины - издан приказ ректора о создании Факультета фундаментальной медицины. Вслед за этим более тридцати классических университетов России и республик бывшего СССР восстановили в своих стенах медицинское образование. Сессия РАМН назвала трагическим для страны решение о выводе медицинских факультетов из университетов, а их возвращение - самым нужным и успешным реформированием медицинского образования из всех, проведенных в последние десятилетия. В настоящее время мы готовимся сделать очень серьезный и важный шаг - предоставить университетской медицине современную клиническую и исследовательскую базу.

Московский университет - один из самых авторитетных научных центров мира. Здесь имеются возможности для ведения фундаментальных исследований практически в любой отрасли науки. Здесь можно собирать "под одной крышей", для решения сложнейших научных проблем, ученых, чьи сферы интересов, казалось бы, не пересекаются.

Большая математика Московского университета - теоретическая и прикладная - являет собой надежный тыл для пионерских исследований новых материалов, в том числе создаваемых на основе нанотехнологий. Громадная задача здесь - разработка биологически совместимых материалов. Большая биология Московского университета - залог для развития генной диагностики и генной терапии. Универсальная научная база университета дает основания надеяться и на создание уникальных лекарственных препаратов и методов лечения, ориентированных на индивидуальные особенности больного. Нельзя забывать, что сегодня чуть ли не девять десятых потребляемых в России лекарств - импорт.

Правительство Москвы и руководство Московского университета, сознавая ответственность перед великими предшественниками, намерены создать условия для возвращения университетской медицины на мировой уровень.

Сегодня уже не нужно ждать, что власти или любое другое "начальство" поведают, в чем заключаются тенденции медицинской науки, скажут, каким курсом должна идти наука. Сегодня, когда тематика наших медицинских исследований находится на передовом рубеже современной науки, мы готовы предоставить в распоряжение Центра все необходимые ресурсы. Его техническое оснащение не будет уступать ведущим зарубежным медицинским институтам.

Как и вся Россия, Медицинский центр Московского университета остро нуждается в кадрах, способных к творческому поиску и воплощению своих идей, ценящих свою научную репутацию. Лет сорок тому назад - когда наука наша была впереди планеты всей - советские писатели-фантасты изобрели термин "прогрессоры". Этим словом назывались люди, способные нести исторический прогресс целым мирам. Сегодня в ходу другое слово - инноваторы. Но суть от этого не изменилась.

Мировыми лидерами сегодня могут быть только те государства, которые, сочетая эффективную рыночную экономику с эффективной социальной политикой, добились создания "индустрии здоровья" для своих народов.

Воссоздание медицинской науки в Московском университете - дело многих лет и десятилетий. Необходима мудрая поэтапность. У русского философа и правоведа Ивана Ильина есть золотые слова: "Нам нужен трезвый оптимум - лучшее из возможных решений".

Здоровье Образование ЦФО МГУ им. Ломоносова Мэр Москвы