Один из лучших мультипликаторов мира Александр Петров вручил премии IV Международного конкурса детского рисунка "Арт город" и дал мастер-класс.
Торжество прошло в старинном особняке барона Штиглица в Соляном городке. Это здание много десятков лет занимает Государственная художественно-промышленная академия. Сам конкурс - часть глобального проекта ЮНЕСКО "Рисуют дети мира", основанного на исключительных способностях детей к самовыражению через художественное творчество. В нынешнем году в российской части конкурса приняли участие 3260 ребят в возрасте от 7 до 17 лет. 75 из них стали лауреатами, получив дипломы, денежные призы, подарки.
Российская газета: Вы ведь и сами начинали свой путь в искусство с победы в детском конкурсе рисунков?
Александр Петров: Свой первый приз - фотоаппарат - я получил в 5 лет. Честно говоря, не помню, что нарисовал тогда. Но фотоаппарат помог мне взглянуть на мир несколько иным, не совсем привычным взглядом. А в возрасте 12 лет я выиграл конкурс детского рисунка на асфальте, проводившийся в Ярославле. Участвовало в нем, по-моему, более 100 человек. Жюри понравилась моя работа мелками. Нарисовал какую-то битву. Но я не думаю, что именно после этих неожиданных побед во мне "проснулся" художник. Нет. Я просто рисовал и получал от этого удовольствие, без всякой надежды и даже мысли о награде. Мне кажется, если у ребенка есть возможность рисовать, имеются карандаши, бумага, этого уже достаточно для самовыражения. И какие-то специальные стимулы, может быть, совсем и не нужны.
РГ: Но если не поощрять маленького художника...
Петров: Важно не пускать на самотек его тягу к творчеству. Поощрять не столько сами работы, сколько именно творческие порывы. То, что я стал художником, режиссером анимационного кино, на самом деле отчасти судьба, отчасти чудо, случай.
РГ: Можете объяснить, в чем разница между рисунком ребенка и взрослого человека?
Петров: Если человек берет в руки карандаш, кисти и краски - значит, есть у него к тому внутренняя потребность. У детей чаще именно так и происходит. Взрослые же иной раз делают это, чтобы, например, заработать. То есть детский рисунок - суть души маленького человека. К слову, очень важно, чтобы детский опыт сохранился в тебе на всю жизнь.
РГ: Лично вам легче стало реализовывать собственные идеи после получения "Оскара"?
Петров: Как-то не думал об этом. В моем деле многое зависит от продюсеров. И - от собственных обстоятельств, в частности настроения. Я не могу сказать, что у нас в стране сейчас счастливое время для аниматоров. Получение "Оскара" дало толчок к тому, что узнали мое имя, стали интересоваться моим творчеством.
РГ: И не только вашим, но вообще анимацией как видом искусства. Как вы думаете, анимационные телефильмы смогут отобрать когда-нибудь зрительскую аудиторию у сериалов?
Петров: Слишком неравные силы, прежде всего финансовые. Но это не значит, что мы не будем бороться за зрителя.
РГ: В этом году ваш фильм снова номинировался на "Оскара", лента "Моя любовь". Но дальше номинации дело не пошло. Не обидно?
Петров: Какие глупости! Для меня это не имеет значения. Мне важно делать свое дело искренне, честно, ответственно. А как воспримут фильм, в частности, киноакадемики - уже второе.